версия для печати
Высочайший рескрипт императора Николая II на имя Преосвященного Никона (Софийского), архиепископа Карталинского и Кахетинского, экзарха Грузии о жаловании бриллиантового креста для ношения на клобуке
Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Удмуртской Республики
Лист учета и описания уникального документа
1. Учетные и описательные характеристики.
Регистрационный номер: 27
Дата включения документа в ГР УР: 31.03.2023
Название (заголовок) документа: Высочайший рескрипт императора Николая II на имя Преосвященного Никона (Софийского), архиепископа Карталинского и Кахетинского, экзарха Грузии о жаловании бриллиантового креста для ношения на клобуке. Списки различных формирований Ижевской народной армии, списки лиц, служивших в Ижевской гражданской милиции
Самоназвание документа: Высочайший рескрипт: Жалование бриллиантового креста для ношения на клобук (Преосвященный Никон, архиепископ Карталинский, экзарх Грузии) (см.: Православная энциклопедия. Никон. URL: https://www.pravenc.ru/text/2577561.html (дата обращения: 27.01.2023)
Вид документа: рескрипт
Автор документа: Николай II Александрович, император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский
Дата (время создания) документа: 06.05.1907
Век: 20
Ориентировочная дата: -
Язык документа: русский
Аннотация:
Высочайший рескрипт императора Николая II на имя Преосвященного Никона (Софийского), архиепископа Карталинского и Кахетинского, экзарха Грузии о жаловании бриллиантового креста для ношения на клобуке. Рукопись. Подлинник.
Документ является единственным подлинным рескриптом – правовым актом (письмом) монарха в составе Архивного фонда Удмуртской Республики. Содержит автограф последнего российского императора Николая II, единственного из династии Романовых, канонизированного Русской православной церковью.
Отражает награждение Преосвященного Никона (Софийского), архиепископа Карталинского и Кахетинского, экзарха Грузии, первого церковного иерарха, погибшего от рук террористов, единственной в своем роде наградой – бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
Бриллиантовый крест на митру и клобук до 1917 г. (митра и клобук – архиерейские головные уборы: митра надевается во время богослужения, клобук – атрибут повседневного облачения) – награда, которой удостаивались представители высшей церковной иерархии (архиереи), имевшие духовный сан не ниже митрополита. Она жаловалась от имени государя и выдавалась Кабинетом Его Императорского Величества. Утверждала заслуги не за выслугу лет или за безупречность служения, а выдающийся, беспрецедентный личный вклад архиерея в строительство и укрепление Русской православной церкви (Награды духовенства и их роль в церковно-государственных отношениях в России XVIII – начала XX столетия. URL: https://portal-slovo.ru/slovo/15701.php (дата обращения: 27.01.2023); Белашов А.И. Награждение архиепископа Нестора бриллиантовым крестом на клобуке // Всеобщее богатство человеческих познаний: материалы XXX Крашенинниковских чтений. – Петропавловск-Камчатский, 2013. – С.9–14. URL:https://kamlib.ru/upload/iblock/95f/nagrazhdenie_arkhiepiskopa_nestora_brilliantovym_krestom_na_klob... (дата обращения: 27.01.2023)).
Никон (Софийский Николай Андреевич; 14 мая 1861 г., с. Озарниково Чухломского у. Костромской губ. – 28 мая 1908 г., г. Тифлис Грузия) – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (9 июня 1906 г. – 28 мая 1908 г.).
Родился в семье сельского священника Андрея Павловича Софийского. Окончил Солигаличское духовное училище и Костромскую духовную семинарию (1882 г.). Назначен на должность надзирателя Макарьевского духовного училища (27 августа 1882 г.). Женился на дочери священника Христорождественского собора г. Макарьева Серафиме Федоровне Паниной. Рукоположен в сан иерея (20 февраля 1883 г.) и назначен священником церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Мамонтово Макарьевского у. Костромской губ. Спустя год после женитьбы овдовел (9 мая 1884 г.).
По смерти супруги, в 1884 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1888 г. Во время учебы в 1887 г. принял монашеский постриг. Служил инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии (2 октября 1888 г.). 30 марта 1891 г. назначен ректором Владимирской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
3 марта 1898 г. состоялось наречение Никона в сан архиерея (епископа), 8 марта он был рукоположен во епископа Вольского, викария Саратовской епархии. В июле 1898 г. в связи с болезнью и затем кончиной епископа Таврического и Симферопольского Михаила (Грибановского) назначен временно управляющим Таврической епархией и выехал в Крым. 6 февр. 1899 г. назначен епископом Нарвским, викарием Санкт-Петербургской епархии. Был главным наблюдателем за преподаванием Закона Божия в светских средних и низших учебных заведениях г. Санкт-Петербурга. В 1899 г. награжден орденом Св. Владимира 3-й степени.
10 декабря 1901 г. назначен епископом Вятским и Слободским. Посетил почти все приходы епархии. В противовес старообрядчеству поддерживал единоверческое движение. При нем были заложены 2 единоверческих храма, в том числе в дер. Осипинское Глазовского у. Вятской губ. Поощрял миссионерскую деятельность среди инородцев, переводы религиозных текстов на национальные языки. Организовал в г. Вятке для представителей малых народов миссионерские инородческие курсы. В 1902 г. награжден орденом Св. Анны 1-й степени.
27 ноября 1904 г. назначен епископом Владимирским и Суздальским. Инициировал строительство нового здания для женского епархиального училища. В условиях волнений семинаристов добился, что семинария не была закрыта, а арестованные учащиеся были освобождены. По его инициативе при братстве Св. Александра Невского была открыта миссионерская школа. Много проповедовал, часто совершал поездки по епархии.
6 мая 1906 г. Никон возведен в сан архиепископа, а 9 июня 1906 г. назначен на грузинскую кафедру, став архиепископом Карталинским и Кахетинским со званием члена Синода и экзарха Грузии.
Назначение Никона в Грузию состоялось в сложный период, который переживала Грузинская православная церковь: почти все грузинское духовенство и священноначалие, а также представители грузинской интеллигенции, общественные деятели, ученые, политики были участниками или сторонниками движения автокефалистов, призывавших к восстановлению автокефалии Грузинской православной церкви, утраченной в 1811 г. после присоединения Грузии к Российской империи. Сепаратистская часть грузинской общественно-политической элиты связывала самостоятельность Грузинской православной церкви с идеей отделения Грузии от России и распространением влияния Грузии на весь христианский Кавказ. К приезду Никона в г. Тифлис политическая борьба за автокефалию дошла до крайних пределов. Грузинское духовенство отказалось встречать назначенного экзарха. Экзарх отказался поддержать требования о восстановлении автокефалии. Грузинское духовенство объявило ему бойкот.
Спустя год после своего назначения Никон представил в Синод проект по устройству церковных дел на Кавказе. Он находил целесообразным русскую и греческую часть населения присоединить к русским епархиям, а грузинской части экзархата предоставить известную долю самостоятельности, отделив от нее Бакинскую и Сухумскую епархии. В апреле 1908 г. в связи с проектом выделения из состава Грузинского экзархата Бакинской и Сухумской епархий по распоряжению Никона был организован сбор сведений о территориальных пределах, предложенных к образованию епархий, этнографическом и вероисповедальном составе населения, религиозно-нравственном состоянии православной паствы, количестве церквей, часовен и школ и предстоящих расходах. Проект Никона об устройстве Церкви на Кавказе (осуществление необходимых изменений при тщательном изучении местных условий, без упразднения должности экзарха и разрушения установившегося церковно-административного строя) был использован при учреждении 10 июля 1917 г. для негрузинского населения Кавказского экзархата Русской православной церкви.
Главным средством борьбы с набиравшим силу расколом Никон считал взвешенную церковную политику и сосредоточился на решении проблем экзархата. По его инициативе началась реставрация знаменитого памятника грузинской церковной древности – Мцхетского собора. Он добился введения выборности духовенства Тифлисской епархии и г.Баку. Специальная комиссия занялась исправлением богослужебных книг на грузинском языке. Синод разрешил ввести преподавание богословских предметов в грузинских духовных училищах на родном языке, возобновилось издание книг на грузинском, а также на осетинском и абхазском языках. По его ходатайству были выделены значительные средства на благоустройство церковно-приходских школ. Он поддержал создание в г. Тифлисе религиозно-философского общества. Своими разумными действиями и благим расположением Никон частично смог успокоить волнения грузинского духовенства, которое вскоре отменило объявленный ему бойкот. 6 мая 1907 г. Никон получил право ношения бриллиантового креста на клобуке за вклад иерарха, «…направленному к охранению веры Христовой и достоинства православной церкви в разноплеменном и разноверенном крае…».
28 мая 1908 г. Никон был смертельно ранен выстрелами из пистолета на лестнице Грузино-Имеретинской синодальной конторы; убийцы скрылись с места преступления. Эта смерть так потрясла страну, что о похоронах владыки, который был первым церковным иерархом в стране, погибшим от рук террористов, был снят документальный фильм. Похоронен в кафедральном Успенском соборе г. Владимира (Православная энциклопедия. Никон. URL: https://www.pravenc.ru/text/2577561.html (дата обращения: 27.01.2023); Библиотека протоиерея Дмитрия Сазонова. Архиепископ Никон (Софийский, 1861-1908), архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. URL: http://sazonow.ru/svyatye-i-svyatyni/906-arkhiepiskop-nikon-sofijskij-1861-1908-arkhiepiskop-kartali... (дата обращения: 27.01.2023); Хижий М.Л. Из истории возрождения автокефалии Грузинской Православной Церкви в начале ХХ века (жизнь и смерть Экзарха Грузии, архиепископа Никона (Софийского)). URL: http://studentgpdu.cerkov.ru/2013/07/22/zhizn-i-smert-ekzarxa-gruzii-arxiepiskopa-nikona-sofijskogo/ (дата обращения: 27.01.2023)).
Николай II Александрович (6 (18) мая 1868 г., Царское Село – 17 июля 1918 г., г. Екатеринбург) – император Всероссийский (20 октября (1 ноября) 1894 г. – 2 марта (15 марта) 1917 г.), Царь Польский и великий князь Финляндский. Из династии Романовых.
Николай II – старший сын императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Получил домашнее образование в рамках большого гимназического курса и в 1885–1890 гг. – по специально написанной программе, соединявшей курс государственного и экономического отделений юридического факультета университета с курсом Академии Генерального штаба. Воспитание и обучение будущего императора проходило под личным руководством Александра III на традиционной религиозной основе. Учебные занятия велись по тщательно разработанной программе в течение 13 лет. Первые 8 лет были посвящены предметам расширенного гимназического курса. Последующие 5 лет посвящались изучению военного дела, юридических и экономических наук, необходимых для государственного деятеля.
Первые 2 года Николай II служил младшим офицером в рядах Преображенского полка. Два летних сезона он проходил службу в рядах кавалерийского гусарского полка эскадронным командиром, а затем лагерный сбор в рядах артиллерии. 6 августа 1892 г. произведен в полковники. В то же время отец вводил его в курс дела управления страной, приглашая участвовать в заседаниях Государственного Совета и Кабинета Министров. В 1892 г. для приобретения опыта в государственных делах был назначен председателем комитета по постройке Транссибирской железной дороги. В программу образования императора входили путешествия по различным губерниям России, которые он совершал вместе с отцом. В довершение образования отец выделил в его распоряжение крейсер для путешествия на Дальний Восток. За 9 месяцев Николай II со свитой посетил Австро-Венгрию, Грецию, Египет, Индию, Китай, Японию, а позднее – сухим путем через всю Сибирь возвратился в столицу России. К 23 годам своей жизни Николай II был широко образованным человеком.
Николай II вступил на престол после смерти Александра III (20 октября (1 ноября) 1894 г.), высочайший манифест был обнародован 21 октября 1894 г. Спустя 2 недели 14 (26) ноября 1894 г. состоялось бракосочетание Николая II с немецкой принцессой Алисой Гессенской, принявшей после крещения имя Александры Федоровны. В последующие годы у них родились 4 дочери – Ольга (1895 г.), Татьяна (1897 г.), Мария (1899 г.) и Анастасия (1901 г.) и единственный сын – цесаревич Алексей (1904 г.).
Коронация Николая II состоялась 14 (26) мая 1896 г. Царствование императора Николая II ознаменовано экономическим развитием России и одновременно – ростом в ней социально-политических противоречий, революционного движения, вылившегося в революцию 1905–1907 гг. и две революции 1917 г., во внешней политике – экспансией на восток, участием России в блоках европейских держав, противоречия между которыми привели к войне с Японией и Первой мировой войне. Предпринимаемые попытки реформ, проводимые Николаем II и направленные на стабилизацию политической и социально-экономической обстановки в стране, не привели к успеху. Многие из реформ были половинчатыми и непоследовательными. Не была исключением и реформа в сфере церковного устройства России.
Русская православная церковь в начале XX в. стремилась восстановить каноническую соборную структуру, предлагала созвать Всероссийский Церковный Собор и восстановить Патриаршество.
27 декабря 1905 г. императором Николаем II был издан указ об учреждении Предсоборного присутствия – «особого присутствия из представителей церковной иерархии и других, духовных и светских лиц» для обсуждения вопросов, подлежащих рассмотрению на планируемом Поместном Соборе. Работа Предсоборного присутствия началась 6 марта 1906 г. и продолжалась по декабрь 1906 г. Предсоборное присутствие подготовило материалы для предстоящего Поместного Собора, после чего было распущено указом Николая II. Работу присутствия продолжил Синод, который представил императору доклад о программе предстоящего Поместного Собора. 25 апреля 1907 года император наложил на доклад резолюцию, в которой повелел отложить созыв Собора «ввиду переживаемого ныне тревожного времени». Вопрос о созыве Собора вновь был поднят в 1911 г. с назначением обер-прокурором Синода В.К. Саблера. По его инициативе возобновилась подготовка Собора. Для этой цели 28 февраля 1912 г. указом императора Николая II было созвано Предсоборное совещание под председательством архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского). Работа совещания была прервана начавшейся в июле 1914 г. Первой мировой войной.
Отношения Русской православной церкви с государством в царствование императора Николая II носили противоречивый характер. С одной стороны, Русская православная церковь мечтала о расширении прав, с другой, радела за сохранение поддержки со стороны государства. В то же время власть, с одной стороны, продолжала рассматривать Церковь в качестве основного проводника своей политики, с другой, инициировала церковную реформу, уравняв ее в правах с другими конфессиями. Зажатая в тисках обер-прокурорского надзора при получении свободы другими конфессиями, Русская православная церковь стремилась к освобождению, что в лице части своих иерархов виделось ей в ограничении монархии в России.
Поражение России в Русско-японской войне (1904–1905 гг.), жестокое подавление Революции 1905–1907 гг. привели к падению авторитета императора Николая II в правящих и интеллигентских кругах. Первая мировая война (1914–1918 гг.) привела страну к экономическому и политическому кризису и двум революциям 1917 г.
В ходе Февральской революции 2 (15) марта 1917 г. император Николай II подписал Манифест об отречении от престола. С 9 (22) марта по 1 (14) августа 1917 г. он с семьей находился под арестом в Александровском дворце Царского Села. В августе 1917 г. царская семья была выслана в г.Тобольск. В апреле 1918 г. Президиумом ВЦИК принято решение о переводе Романовых в г. Москву с целью проведения суда над ними. В конце апреля 1918 г. они перевезены в г. Екатеринбург, где для их размещения был реквизирован частный дом. В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. Николай II и его семья были убиты в особняке Ипатьева (г. Екатеринбург).
Решением Архиерейского Собора Русской православной церкви от 20 августа 2000 г. Николай II и его семья были канонизированы как «страстотерпцы в сонме новомучеников и исповедников».
Решением Президиума Верховного суда Российской Федерации от 1 октября 2008 г. Николай II и члены его семьи были признаны жертвами незаконных политических репрессий и реабилитированы (Николай Второй. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1062585 (дата обращения: 02.02.2023); Федотов А.А. Попытки церковных реформ в царствование святого императора Николая II. URL: https://bogoslov.ru/article/4244069 (дата обращения: 02.02.2023)).
Историческая справка:
архивное дело поступило на хранение из архива Комитета государственной безопасности при Совете Министров Удмуртской АССР в 1956 г. Находится в составе архивного фонда № Р-460 «Штаб формирования Ижевской народной армии, г. Ижевск Сарапульского уезда Вятской губернии (1918 г.)».
Документы фонда Р-460 были на секретном хранении, рассекречены в 1989 г. (акт от 23.06.1989) и переданы на общее хранение.
Документ выявлен в 2021 г. в ходе работы над сборником архивных документов «Удмуртия в годы Гражданской войны».
Был опубликован в еженедельном издании Синода «Церковные ведомости». – г. Санкт-Петербург (Синодальная типография). – 1907. – №18 (6 мая). – С.121.
Наличие драгоценных металлов и камней: -
Палеографические особенности: рукопись
Печати: -
Художественные особенности оформления документа: -
Собственность: государственная Удмуртской Республики
2. Физическое состояние документа
Материальный носитель: бумага песочного цвета
Размеры 21,2 × 26,4. Находится в деле размером 23,8 × 36,5 × 1,5
Объем 1 л. Находится в деле объемом 204 л.
Физическое состояние удовлетворительное.
На документе (относительно лицевой стороны) имеются: слева – 10 небольших проколов, в левом верхнем углу – несколько маленьких пятен светло-коричневого цвета, справа – небольшие порывы края листа
Сведения о реставрации: -
3. Место хранения документа
Место хранения документа государственное казенное учреждение «Центральный государственный архив Удмуртской Республики» (ГКУ «ЦГА УР»)
Адрес места хранения документа ул. Камбарская, 17, г. Ижевск, Удмуртская Республика, 426075
Архивный шифр: ГКУ «ЦГА УР». Ф.Р-460. Оп.1. Д.3. Л.202–202 об.
4. Служебная информация
Кем представлен документ: ГКУ «ЦГА УР»
Протокол совещательного органа: ЭМК ГКУ «ЦГА УР» от 17.02.2023 № 2
Протокол ЭПМК Комитета по делам архивов при Правительстве УР от 31.03.2023 № 3
1. Учетные и описательные характеристики.
Регистрационный номер: 27
Дата включения документа в ГР УР: 31.03.2023
Название (заголовок) документа: Высочайший рескрипт императора Николая II на имя Преосвященного Никона (Софийского), архиепископа Карталинского и Кахетинского, экзарха Грузии о жаловании бриллиантового креста для ношения на клобуке. Списки различных формирований Ижевской народной армии, списки лиц, служивших в Ижевской гражданской милиции
Самоназвание документа: Высочайший рескрипт: Жалование бриллиантового креста для ношения на клобук (Преосвященный Никон, архиепископ Карталинский, экзарх Грузии) (см.: Православная энциклопедия. Никон. URL: https://www.pravenc.ru/text/2577561.html (дата обращения: 27.01.2023)
Вид документа: рескрипт
Автор документа: Николай II Александрович, император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский
Дата (время создания) документа: 06.05.1907
Век: 20
Ориентировочная дата: -
Язык документа: русский
Аннотация:
Высочайший рескрипт императора Николая II на имя Преосвященного Никона (Софийского), архиепископа Карталинского и Кахетинского, экзарха Грузии о жаловании бриллиантового креста для ношения на клобуке. Рукопись. Подлинник.
Документ является единственным подлинным рескриптом – правовым актом (письмом) монарха в составе Архивного фонда Удмуртской Республики. Содержит автограф последнего российского императора Николая II, единственного из династии Романовых, канонизированного Русской православной церковью.
Отражает награждение Преосвященного Никона (Софийского), архиепископа Карталинского и Кахетинского, экзарха Грузии, первого церковного иерарха, погибшего от рук террористов, единственной в своем роде наградой – бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
Бриллиантовый крест на митру и клобук до 1917 г. (митра и клобук – архиерейские головные уборы: митра надевается во время богослужения, клобук – атрибут повседневного облачения) – награда, которой удостаивались представители высшей церковной иерархии (архиереи), имевшие духовный сан не ниже митрополита. Она жаловалась от имени государя и выдавалась Кабинетом Его Императорского Величества. Утверждала заслуги не за выслугу лет или за безупречность служения, а выдающийся, беспрецедентный личный вклад архиерея в строительство и укрепление Русской православной церкви (Награды духовенства и их роль в церковно-государственных отношениях в России XVIII – начала XX столетия. URL: https://portal-slovo.ru/slovo/15701.php (дата обращения: 27.01.2023); Белашов А.И. Награждение архиепископа Нестора бриллиантовым крестом на клобуке // Всеобщее богатство человеческих познаний: материалы XXX Крашенинниковских чтений. – Петропавловск-Камчатский, 2013. – С.9–14. URL:https://kamlib.ru/upload/iblock/95f/nagrazhdenie_arkhiepiskopa_nestora_brilliantovym_krestom_na_klob... (дата обращения: 27.01.2023)).
Никон (Софийский Николай Андреевич; 14 мая 1861 г., с. Озарниково Чухломского у. Костромской губ. – 28 мая 1908 г., г. Тифлис Грузия) – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (9 июня 1906 г. – 28 мая 1908 г.).
Родился в семье сельского священника Андрея Павловича Софийского. Окончил Солигаличское духовное училище и Костромскую духовную семинарию (1882 г.). Назначен на должность надзирателя Макарьевского духовного училища (27 августа 1882 г.). Женился на дочери священника Христорождественского собора г. Макарьева Серафиме Федоровне Паниной. Рукоположен в сан иерея (20 февраля 1883 г.) и назначен священником церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Мамонтово Макарьевского у. Костромской губ. Спустя год после женитьбы овдовел (9 мая 1884 г.).
По смерти супруги, в 1884 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1888 г. Во время учебы в 1887 г. принял монашеский постриг. Служил инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии (2 октября 1888 г.). 30 марта 1891 г. назначен ректором Владимирской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
3 марта 1898 г. состоялось наречение Никона в сан архиерея (епископа), 8 марта он был рукоположен во епископа Вольского, викария Саратовской епархии. В июле 1898 г. в связи с болезнью и затем кончиной епископа Таврического и Симферопольского Михаила (Грибановского) назначен временно управляющим Таврической епархией и выехал в Крым. 6 февр. 1899 г. назначен епископом Нарвским, викарием Санкт-Петербургской епархии. Был главным наблюдателем за преподаванием Закона Божия в светских средних и низших учебных заведениях г. Санкт-Петербурга. В 1899 г. награжден орденом Св. Владимира 3-й степени.
10 декабря 1901 г. назначен епископом Вятским и Слободским. Посетил почти все приходы епархии. В противовес старообрядчеству поддерживал единоверческое движение. При нем были заложены 2 единоверческих храма, в том числе в дер. Осипинское Глазовского у. Вятской губ. Поощрял миссионерскую деятельность среди инородцев, переводы религиозных текстов на национальные языки. Организовал в г. Вятке для представителей малых народов миссионерские инородческие курсы. В 1902 г. награжден орденом Св. Анны 1-й степени.
27 ноября 1904 г. назначен епископом Владимирским и Суздальским. Инициировал строительство нового здания для женского епархиального училища. В условиях волнений семинаристов добился, что семинария не была закрыта, а арестованные учащиеся были освобождены. По его инициативе при братстве Св. Александра Невского была открыта миссионерская школа. Много проповедовал, часто совершал поездки по епархии.
6 мая 1906 г. Никон возведен в сан архиепископа, а 9 июня 1906 г. назначен на грузинскую кафедру, став архиепископом Карталинским и Кахетинским со званием члена Синода и экзарха Грузии.
Назначение Никона в Грузию состоялось в сложный период, который переживала Грузинская православная церковь: почти все грузинское духовенство и священноначалие, а также представители грузинской интеллигенции, общественные деятели, ученые, политики были участниками или сторонниками движения автокефалистов, призывавших к восстановлению автокефалии Грузинской православной церкви, утраченной в 1811 г. после присоединения Грузии к Российской империи. Сепаратистская часть грузинской общественно-политической элиты связывала самостоятельность Грузинской православной церкви с идеей отделения Грузии от России и распространением влияния Грузии на весь христианский Кавказ. К приезду Никона в г. Тифлис политическая борьба за автокефалию дошла до крайних пределов. Грузинское духовенство отказалось встречать назначенного экзарха. Экзарх отказался поддержать требования о восстановлении автокефалии. Грузинское духовенство объявило ему бойкот.
Спустя год после своего назначения Никон представил в Синод проект по устройству церковных дел на Кавказе. Он находил целесообразным русскую и греческую часть населения присоединить к русским епархиям, а грузинской части экзархата предоставить известную долю самостоятельности, отделив от нее Бакинскую и Сухумскую епархии. В апреле 1908 г. в связи с проектом выделения из состава Грузинского экзархата Бакинской и Сухумской епархий по распоряжению Никона был организован сбор сведений о территориальных пределах, предложенных к образованию епархий, этнографическом и вероисповедальном составе населения, религиозно-нравственном состоянии православной паствы, количестве церквей, часовен и школ и предстоящих расходах. Проект Никона об устройстве Церкви на Кавказе (осуществление необходимых изменений при тщательном изучении местных условий, без упразднения должности экзарха и разрушения установившегося церковно-административного строя) был использован при учреждении 10 июля 1917 г. для негрузинского населения Кавказского экзархата Русской православной церкви.
Главным средством борьбы с набиравшим силу расколом Никон считал взвешенную церковную политику и сосредоточился на решении проблем экзархата. По его инициативе началась реставрация знаменитого памятника грузинской церковной древности – Мцхетского собора. Он добился введения выборности духовенства Тифлисской епархии и г.Баку. Специальная комиссия занялась исправлением богослужебных книг на грузинском языке. Синод разрешил ввести преподавание богословских предметов в грузинских духовных училищах на родном языке, возобновилось издание книг на грузинском, а также на осетинском и абхазском языках. По его ходатайству были выделены значительные средства на благоустройство церковно-приходских школ. Он поддержал создание в г. Тифлисе религиозно-философского общества. Своими разумными действиями и благим расположением Никон частично смог успокоить волнения грузинского духовенства, которое вскоре отменило объявленный ему бойкот. 6 мая 1907 г. Никон получил право ношения бриллиантового креста на клобуке за вклад иерарха, «…направленному к охранению веры Христовой и достоинства православной церкви в разноплеменном и разноверенном крае…».
28 мая 1908 г. Никон был смертельно ранен выстрелами из пистолета на лестнице Грузино-Имеретинской синодальной конторы; убийцы скрылись с места преступления. Эта смерть так потрясла страну, что о похоронах владыки, который был первым церковным иерархом в стране, погибшим от рук террористов, был снят документальный фильм. Похоронен в кафедральном Успенском соборе г. Владимира (Православная энциклопедия. Никон. URL: https://www.pravenc.ru/text/2577561.html (дата обращения: 27.01.2023); Библиотека протоиерея Дмитрия Сазонова. Архиепископ Никон (Софийский, 1861-1908), архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. URL: http://sazonow.ru/svyatye-i-svyatyni/906-arkhiepiskop-nikon-sofijskij-1861-1908-arkhiepiskop-kartali... (дата обращения: 27.01.2023); Хижий М.Л. Из истории возрождения автокефалии Грузинской Православной Церкви в начале ХХ века (жизнь и смерть Экзарха Грузии, архиепископа Никона (Софийского)). URL: http://studentgpdu.cerkov.ru/2013/07/22/zhizn-i-smert-ekzarxa-gruzii-arxiepiskopa-nikona-sofijskogo/ (дата обращения: 27.01.2023)).
Николай II Александрович (6 (18) мая 1868 г., Царское Село – 17 июля 1918 г., г. Екатеринбург) – император Всероссийский (20 октября (1 ноября) 1894 г. – 2 марта (15 марта) 1917 г.), Царь Польский и великий князь Финляндский. Из династии Романовых.
Николай II – старший сын императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Получил домашнее образование в рамках большого гимназического курса и в 1885–1890 гг. – по специально написанной программе, соединявшей курс государственного и экономического отделений юридического факультета университета с курсом Академии Генерального штаба. Воспитание и обучение будущего императора проходило под личным руководством Александра III на традиционной религиозной основе. Учебные занятия велись по тщательно разработанной программе в течение 13 лет. Первые 8 лет были посвящены предметам расширенного гимназического курса. Последующие 5 лет посвящались изучению военного дела, юридических и экономических наук, необходимых для государственного деятеля.
Первые 2 года Николай II служил младшим офицером в рядах Преображенского полка. Два летних сезона он проходил службу в рядах кавалерийского гусарского полка эскадронным командиром, а затем лагерный сбор в рядах артиллерии. 6 августа 1892 г. произведен в полковники. В то же время отец вводил его в курс дела управления страной, приглашая участвовать в заседаниях Государственного Совета и Кабинета Министров. В 1892 г. для приобретения опыта в государственных делах был назначен председателем комитета по постройке Транссибирской железной дороги. В программу образования императора входили путешествия по различным губерниям России, которые он совершал вместе с отцом. В довершение образования отец выделил в его распоряжение крейсер для путешествия на Дальний Восток. За 9 месяцев Николай II со свитой посетил Австро-Венгрию, Грецию, Египет, Индию, Китай, Японию, а позднее – сухим путем через всю Сибирь возвратился в столицу России. К 23 годам своей жизни Николай II был широко образованным человеком.
Николай II вступил на престол после смерти Александра III (20 октября (1 ноября) 1894 г.), высочайший манифест был обнародован 21 октября 1894 г. Спустя 2 недели 14 (26) ноября 1894 г. состоялось бракосочетание Николая II с немецкой принцессой Алисой Гессенской, принявшей после крещения имя Александры Федоровны. В последующие годы у них родились 4 дочери – Ольга (1895 г.), Татьяна (1897 г.), Мария (1899 г.) и Анастасия (1901 г.) и единственный сын – цесаревич Алексей (1904 г.).
Коронация Николая II состоялась 14 (26) мая 1896 г. Царствование императора Николая II ознаменовано экономическим развитием России и одновременно – ростом в ней социально-политических противоречий, революционного движения, вылившегося в революцию 1905–1907 гг. и две революции 1917 г., во внешней политике – экспансией на восток, участием России в блоках европейских держав, противоречия между которыми привели к войне с Японией и Первой мировой войне. Предпринимаемые попытки реформ, проводимые Николаем II и направленные на стабилизацию политической и социально-экономической обстановки в стране, не привели к успеху. Многие из реформ были половинчатыми и непоследовательными. Не была исключением и реформа в сфере церковного устройства России.
Русская православная церковь в начале XX в. стремилась восстановить каноническую соборную структуру, предлагала созвать Всероссийский Церковный Собор и восстановить Патриаршество.
27 декабря 1905 г. императором Николаем II был издан указ об учреждении Предсоборного присутствия – «особого присутствия из представителей церковной иерархии и других, духовных и светских лиц» для обсуждения вопросов, подлежащих рассмотрению на планируемом Поместном Соборе. Работа Предсоборного присутствия началась 6 марта 1906 г. и продолжалась по декабрь 1906 г. Предсоборное присутствие подготовило материалы для предстоящего Поместного Собора, после чего было распущено указом Николая II. Работу присутствия продолжил Синод, который представил императору доклад о программе предстоящего Поместного Собора. 25 апреля 1907 года император наложил на доклад резолюцию, в которой повелел отложить созыв Собора «ввиду переживаемого ныне тревожного времени». Вопрос о созыве Собора вновь был поднят в 1911 г. с назначением обер-прокурором Синода В.К. Саблера. По его инициативе возобновилась подготовка Собора. Для этой цели 28 февраля 1912 г. указом императора Николая II было созвано Предсоборное совещание под председательством архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского). Работа совещания была прервана начавшейся в июле 1914 г. Первой мировой войной.
Отношения Русской православной церкви с государством в царствование императора Николая II носили противоречивый характер. С одной стороны, Русская православная церковь мечтала о расширении прав, с другой, радела за сохранение поддержки со стороны государства. В то же время власть, с одной стороны, продолжала рассматривать Церковь в качестве основного проводника своей политики, с другой, инициировала церковную реформу, уравняв ее в правах с другими конфессиями. Зажатая в тисках обер-прокурорского надзора при получении свободы другими конфессиями, Русская православная церковь стремилась к освобождению, что в лице части своих иерархов виделось ей в ограничении монархии в России.
Поражение России в Русско-японской войне (1904–1905 гг.), жестокое подавление Революции 1905–1907 гг. привели к падению авторитета императора Николая II в правящих и интеллигентских кругах. Первая мировая война (1914–1918 гг.) привела страну к экономическому и политическому кризису и двум революциям 1917 г.
В ходе Февральской революции 2 (15) марта 1917 г. император Николай II подписал Манифест об отречении от престола. С 9 (22) марта по 1 (14) августа 1917 г. он с семьей находился под арестом в Александровском дворце Царского Села. В августе 1917 г. царская семья была выслана в г.Тобольск. В апреле 1918 г. Президиумом ВЦИК принято решение о переводе Романовых в г. Москву с целью проведения суда над ними. В конце апреля 1918 г. они перевезены в г. Екатеринбург, где для их размещения был реквизирован частный дом. В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. Николай II и его семья были убиты в особняке Ипатьева (г. Екатеринбург).
Решением Архиерейского Собора Русской православной церкви от 20 августа 2000 г. Николай II и его семья были канонизированы как «страстотерпцы в сонме новомучеников и исповедников».
Решением Президиума Верховного суда Российской Федерации от 1 октября 2008 г. Николай II и члены его семьи были признаны жертвами незаконных политических репрессий и реабилитированы (Николай Второй. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1062585 (дата обращения: 02.02.2023); Федотов А.А. Попытки церковных реформ в царствование святого императора Николая II. URL: https://bogoslov.ru/article/4244069 (дата обращения: 02.02.2023)).
Историческая справка:
архивное дело поступило на хранение из архива Комитета государственной безопасности при Совете Министров Удмуртской АССР в 1956 г. Находится в составе архивного фонда № Р-460 «Штаб формирования Ижевской народной армии, г. Ижевск Сарапульского уезда Вятской губернии (1918 г.)».
Документы фонда Р-460 были на секретном хранении, рассекречены в 1989 г. (акт от 23.06.1989) и переданы на общее хранение.
Документ выявлен в 2021 г. в ходе работы над сборником архивных документов «Удмуртия в годы Гражданской войны».
Был опубликован в еженедельном издании Синода «Церковные ведомости». – г. Санкт-Петербург (Синодальная типография). – 1907. – №18 (6 мая). – С.121.
Наличие драгоценных металлов и камней: -
Палеографические особенности: рукопись
Печати: -
Художественные особенности оформления документа: -
Собственность: государственная Удмуртской Республики
2. Физическое состояние документа
Материальный носитель: бумага песочного цвета
Размеры 21,2 × 26,4. Находится в деле размером 23,8 × 36,5 × 1,5
Объем 1 л. Находится в деле объемом 204 л.
Физическое состояние удовлетворительное.
На документе (относительно лицевой стороны) имеются: слева – 10 небольших проколов, в левом верхнем углу – несколько маленьких пятен светло-коричневого цвета, справа – небольшие порывы края листа
Сведения о реставрации: -
3. Место хранения документа
Место хранения документа государственное казенное учреждение «Центральный государственный архив Удмуртской Республики» (ГКУ «ЦГА УР»)
Адрес места хранения документа ул. Камбарская, 17, г. Ижевск, Удмуртская Республика, 426075
Архивный шифр: ГКУ «ЦГА УР». Ф.Р-460. Оп.1. Д.3. Л.202–202 об.
4. Служебная информация
Кем представлен документ: ГКУ «ЦГА УР»
Протокол совещательного органа: ЭМК ГКУ «ЦГА УР» от 17.02.2023 № 2
Протокол ЭПМК Комитета по делам архивов при Правительстве УР от 31.03.2023 № 3