Сообщи о герое
Подать запрос в архив
на портале госуслуг
тел. для справок
(3412) 90-53-60
Обратная связь
Отследить запрос
Полезная информация
Бюллетень «Архивы Удмуртии» - 2012 г.
ОБМЕН ОПЫТОМ
Методические рекомендации по организации инициативного аудиовизуального документирования в государственном казённом учреждении «Центр документации новейшей истории Удмуртской Республики»
Введение
Наряду с текстовыми и графическими документами все большее распространение приобретают документы аудиовизуального характера. Развитие и доступность компьютерной техники, информационных технологий и сети Интернет способствуют увеличению доли последних в общей массе задокументированной информации.
Аудиовизуальные документы отображают события общественно-политической, экономической, культурной жизни общества, создают наглядное и образное представление об объектах съемки, содержат информацию о колорите эпохи, быте, облике и настроении людей. Давно уже признано такое преимущество этих документов по сравнению с письменными источниками, как одномоментность прохождения события и его документирования. Эта особенность повышает достоверность информации, позволяет наиболее точно отразить характер действий, процессов, явлений и соответственно предоставляет больше возможностей для их объективного изучения. Аудиовизуальный документ нередко является единственным источником информации о событиях и объектах.
Инициативное аудиовизуальное документирование является составной частью процесса комплектования фондов, направленного на реализацию архивом одной из основных его социальных функций – использование ретроспективной документальной информации.
В целом можно отметить достаточно высокий уровень разработки проблем инициативного документирования в методической литературе архивных учреждений РФ. В то же время, многие аспекты недостаточно освещены. К ним относятся вопросы, связанные с особенностями экспертизы ценности и описания электронных аудиовизуальных документов, со спецификой проведения репортажных съемок.
Цель методического пособия – показать методику организации инициативного документирования, основываясь на практике работы ГКУ «ЦДНИ УР».
В данном пособии не будет рассматриваться фонозапись, так как архив этим видом документирования не занимается.
Методическое пособие состоит из введения, трех разделов, списка использованной литературы и приложений с формами и примерами заполнения учетных и иных документов. Первый раздел «Основные понятия и определения» включает определения, сопутствующие аудиовизуальным документам вообще, и инициативному документированию в частности. Во втором разделе «Опыт ГКУ «ЦДНИ УР» по организации инициативного документирования» дается характеристика результатов данной работы, анализируются тематические виды задокументированных мероприятий. В третьем разделе «Организация инициативного документирования» рассматриваются основные этапы проведения данной работы, предлагается методика фотовидеосъемки событий, мероприятий, организация работы по записи интервью.
Методическое пособие рассчитано, в первую очередь, на работников ГКУ «ЦДНИ УР» и муниципальных архивов, а также может использоваться в других государственных архивах Удмуртской Республики.
1. Основные понятия и определения
В Федеральном законе от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» дается следующее понятие документа:
Архивный документ – материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства.
В ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» предлагается следующее понятие документа:
Аудиовизуальный документ – документ, содержащий изобразительную и звуковую информацию.
В Федеральном законе от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» понятие документа трактуется в ином виде:
Электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.
Таким образом, в данном пособии под аудиовизуальными документами понимаются:
Фотодокумент – материальный носитель с зафиксированной на нем изобразительной информацией, созданный фотографическим способом. К основным видам фотодокументов относятся: негатив, позитив, цифровая фотография.
Фонодокумент – материальный носитель, содержащий звуковую информацию, зафиксированную любой системой звукозаписи. К видам фонодокументов относятся: магнитная лента на кассете или катушке, грампластинка, компакт-диск и др.
Видеодокумент – материальный носитель, содержащий изобразительную и звуковую информацию, зафиксированную средствами видеозвукозаписи. В отличие от фото и фонодокументов, видеодокумент относится к полиинформативному виду. К основным видам относятся кассеты и диски различных форматов.
Электронный аудиовизуальный документ – материальный носитель с зафиксированной на нем изобразительной или звуковой информацией, представленной в электронно-цифровой форме.
Инициативное аудиовизуальное документирование – создание специалистами архива документов о событиях, фактах, мероприятиях, объектах, лицах с применением технических средств (фотоаппарат, диктофон, видеокамера).
Объект съемки – главный герой кадра, сюжета, фильма. Объект может быть одушевленным (лицо, выступающее на сцене или сидящее перед камерой) и неодушевленным (улица, здание, событие, явление).
План – изображение объекта съемки определенного масштаба (крупности).
2. Опыт ГКУ «ЦДНИ УР» по организации инициативного документирования
В середине 1990-х гг. архивисты начали перестраивать работу по комплектованию, искать новые формы пополнения Архивного фонда, одной из которых явилось инициативное аудиовизуальное документирование событий и явлений современной жизни.
Начало инициативному документированию в ГКУ «ЦДНИ УР» было положено в 1994–1995 гг., после приобретения видеокамеры формата VHS и пленочного фотоаппарата.
На начальном этапе проводилась съемка массовых выступлений граждан (пикетирования, митинги, демонстрации, акции протеста), мероприятий, проводимых общественными и общественно-политическими организациями – источниками комплектования ГКУ «ЦДНИ УР» (конференции, съезды, благотворительные акции и др.). Многие из подобных организаций не имели и не имеют возможности в полной мере документировать свою деятельность. Участие архивистов в мероприятиях общественных объединений с целью инициативного документирования позволяло в какой-то степени заполнить этот пробел.
С конца 1990-х гг. работники архива документировали с помощью фотоаппарата или видеокамеры мероприятия республиканского уровня (около 100 мероприятий в год). Всего же за период 1995–2011 гг. проведена фотовидеосъемка более 1500 мероприятий общественно-политической, культурной, спортивной жизни Удмуртии.
При организации инициативного документирования первостепенное внимание уделяется крупным общественно-политическим, государственным событиям. Так, на хранении в ГКУ «ЦДНИ УР» имеются фотоматериалы и видеозаписи инаугурации первого Президента УР А.А. Волкова (2000 г.), церемонии открытия VI Всероссийских летних сельских спортивных игр (2006 г.), заседания Государственного Совета РФ с участием Президента РФ Д.А. Медведева (2008 г.) и др.
Можно также выделить следующие тематические группы документируемых событий:
- деятельность республиканских органов исполнительной власти (пресс-конференции, совещания, участие в общественно-политических мероприятиях, прием делегаций, вручение наград);
- предвыборные мероприятия (встречи кандидатов в депутаты с избирателями, митинги в поддержку политических партий, голосования на выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ, Государственного Совета УР);
- мероприятия, посвященные историческим событиям (празднование 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства, 200-летия Ижевского оружия, 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., 250-летия г. Ижевска; митинг, посвященный 25-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС);
- юбилейные события, связанные с известными людьми (85-летие конструктора стрелкового оружия М.Т. Калашникова и открытие в г. Ижевске Музейно-выставочного комплекса его имени; торжества, посвященные юбилею четырехкратной олимпийской чемпионки Г.А. Кулаковой; авторские вечера писателей и поэтов; презентации книг);
- мероприятия, проводимые Архивной службой УР (заседания научно-методического совета архивных учреждений Приволжского федерального округа, Коллегии Комитета по делам архивов при Правительстве УР, заседания Научного совета, заседания правления УРО РОИА; межархивные научно-методические семинары);
- мероприятия, проводимые общественными, национально-культурными организациями (съезды Всеудмуртской ассоциации «Удмурт кенеш», заседания Большого круга Верхнекамского отдельного казачьего округа, «Вахта памяти» молодежной организации «Долг», конференции Удмуртской ассоциации жертв политических репрессий);
- мероприятия конфессиональных объединений (религиозные праздники, крестные ходы, освящение культовых мест и сооружений, в том числе Свято-Михайловского собора г. Ижевска с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II);
- события культурной жизни (празднование Дня города, мероприятия в рамках программы «Ижевск – культурная столица Поволжья», художественные выставки, концерты, фестивали, конкурсы, праздничные представления, юбилеи);
- мероприятия, проводимые в рамках традиционных праздников (первомайская демонстрация; День защитника Отечества; удмуртский национальный праздник «Гербер»; татарский национальный праздник «Сабантуй»; День пограничника, День Воздушно-десантных войск).
Другим направлением инициативного документирования в ГКУ «ЦДНИ УР» является создание цикла видеозаписей «О времени и о себе». На видеопленку фиксируются воспоминания участников и свидетелей знаменательных событий в истории страны и республики. В архиве хранятся записи интервью с ветеранами Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и трудового фронта, участниками освоения целинных и залежных земель, видными деятелями науки и культуры, ветеранами архивной службы (например, критик, литературовед З.А. Богомолова, лингвист, д.ф.н. М.Г. Атаманов, этнограф, д.и.н. В.Е. Владыкин и др.).
Третье направление – создание цикла фотодокументов «Города и населенные пункты Удмуртии». Проведена фотосъемка основных достопримечательностей городов Удмуртии – Воткинска, Глазова, Ижевска, Можги и Сарапула (виды улиц и площадей, памятники архитектуры и истории, реконструкция памятников, возведение строительных объектов, здания театров, храмов, спортивных сооружений и т.д.). Облик городов ежегодно меняется, поэтому возникает необходимость отражать изменения в фотовидеодокументах.
Созданные путем инициативного документирования аудиовизуальные документы описываются в соответствии с «Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук» (М., 2007), «Основными правилами работы государственных архивов с кинофотофонодокументами» (М., 1980).
Аудиовизуальные документы активно включаются в процесс использования. Они предоставляются по запросам Администрации Президента и Правительства УР, Музейно-выставочного комплекса стрелкового оружия им. М.Т. Калашникова, организациям и частным лицам. Публикации и выставки, организованные ГКУ «ЦДНИ УР», не обходятся без привлечения аудиовизуальных документов. В частности, подобными фотодокументами проиллюстрированы издания последних лет – Хрестоматия по истории Удмуртии (2007), сборник документов и материалов «Ижевск. 1760–2010», передвижные выставки «Через века и судьбы», «Ижевск – от прошлого к настоящему», экспозиции фотодокументов из серии «История городов Удмуртии». Традицией стало использование аудиовизуальных документов в ходе проведения встреч с общественностью, обзорных экскурсий по архиву. С 2009 г. на официальном сайте «Архивная служба Удмуртии» (http://www.gasur.ru) в сети Интернет в разделах «Новости» и «Мероприятия» размещаются фоторепортажи о событиях, зафиксированных сотрудниками ГКУ «ЦДНИ УР» в инициативном порядке.
3. Организация инициативного документирования
Инициативное документирование не заменяет комплектование архива аудиовизуальными документами от организаций и учреждений, оно решает свои самостоятельные задачи:
- заполнение информационных пробелов в фондах аудиовизуальных документов, вызванных отсутствием гарантий получения полных комплексов документов об определенных событиях или явлениях современности, деятельности государственных, общественных и иных организаций и частных лиц;
- формирование коллекций аудиовизуальных документов о событиях, явлениях, лицах и объектах в рамках освещения общественной, политической, культурной, экономической, повседневной и др. жизни;
- отображение облика населенных пунктов Удмуртии и изменений этого облика;
- расширение возможностей использования архивных аудиовизуальных документов.
Для качественного инициативного документирования архив необходимо обеспечить:
- современной аппаратурой для съемки, воспроизведения, компьютерной обработки фотоизображения и видеозвукозаписи;
- квалифицированными специалистами, подготовленными для ведения съемок, знающими состав и содержание архивных фондов и материалов архива по соответствующей тематике, проблеме, умеющими пользоваться техническими средствами фотосъемки и видеозвукозаписи;
- нормативно-методическими разработками;
- необходимо повышение квалификации работников (изучение руководств пользователей техники и программного обеспечения, изучение специализированной литературы, отработка и совершенствование отдельных рабочих операций и т.д.).
Инициативное документирование в ГКУ «ЦДНИ УР» возложено на отдел аудиовизуальной документации. Оно состоит из следующих основных этапов:
- планирование работы;
- подготовка к проведению съемки;
- фотовидеосъемка;
- оформление результатов работы и отбор аудиовизуальных документов на хранение.
3.1. Планирование работы по проведению инициативного документирования
Одновременность проведения события и аудиовизуального документирования диктует необходимость предварительного планирования работы, в ходе которого решается несколько задач:
- сбор и анализ информации о предстоящих событиях;
- выбор событий или объектов съемки.
Планирование инициативного документирования является, по сути, первым этапом экспертизы ценности аудиовизуальных документов, при котором перспективно оценивается значимость будущих событий в общественно-политической, культурной, экономической и повседневной жизни. На выбор событий оказывают влияние такие факторы как общая тематическая направленность работы архива, общественный интерес к каким-либо событиям, лицам или объектам, возможность аккредитации и доступа к месту проведения событий и др.
В рамках планирования определяются наиболее общие тематические направления инициативного документирования на год. При таком планировании должна учитываться практика разового, периодического или систематического документирования определенных явлений.
В связи с невозможностью запечатлеть все стороны современной действительности, в ГКУ «ЦДНИ УР» ориентируются на систематическое документирование событий политической, общественной и культурной жизни г. Ижевска. Это не означает, что архив отказывается от разового фиксирования явлений повседневности, хозяйственной деятельности, научных достижений, спортивных состязаний и т.д. Среди периодически документируемых явлений можно отметить государственные и народные праздники, ежегодные фестивали и церемонии, реконструкцию и строительство общественно значимых сооружений.
3.1.1. Сбор и анализ информации о предстоящих событиях
В связи с тем, что фотосъемка и видеозапись фиксируют события в момент их совершения, задача архивистов заключается в том, чтобы своевременно узнать о текущих, предстоящих и возможных событиях, о сроках и месте их проведения. Отбором событий и объектов для инициативного документирования занимаются сотрудники отдела по согласованию с директором архива. Чаще всего выбор конкретного события или мероприятия происходит за 4–7 дней до его проведения. Источниками информации о текущих событиях служат:
- планы мероприятий на неделю органов исполнительной власти УР, опубликованные на официальном интернет-сайте Администрации Президента и Правительства УР (www.udmurt.ru);
- пресс-релизы на официальном сайте муниципального образования «Город Ижевск» (www.izh.ru);
- сообщения в печатных и электронных средствах массовой информации о планируемых мероприятиях;
- приглашения на научные семинары, конференции по тематике и профилю архива;
- приглашения от руководителей общественных организаций – источников комплектования ГКУ «ЦДНИ УР», заинтересованных в документировании проводимого ими мероприятия;
- календари памятных дат Удмуртии.
3.1.2. Выбор событий или объектов съемки
Отбор событий и объектов для инициативного документирования проводится на основе общенаучных принципов историзма, системности и целостности путем комплексного применения критериев содержания аудиовизуальных документов:
- значение планируемого события в жизни общества;
- историческое и культурное значение архитектурного объекта;
- уникальность или типичность события, объекта в рамках определенного политического, общественного или культурного явления;
- повторение информации аудиовизуальных документов в информации других документов (очень часто проводимые мероприятия не фиксируются в какой-либо другой форме, кроме аудиовизуальной);
- полнота отражаемых в фотовидеодокументах политических, общественных или культурных явлений (систематическое фиксирование последовательных событий позволяет проследить эволюцию определенных явлений и процессов в обществе);
- новизна явления (впервые проводимое мероприятие, возможность появления каких-либо лиц в новом качестве и т.д.);
- форма фиксирования и передачи содержания, удостоверения и оформления документа (фото или видеодокументирование).
Первоочередное внимание следует уделять созданию документов о развитии внутриполитических событий, международных связей, национальных отношений, явлений научной, культурной, социальной, спортивной жизни г. Ижевска и Удмуртской Республики. Объектами записи могут быть мероприятия, связанные с историей города, района, промышленных или иных объектов; проведение общественных, партийных, молодежных акций, съездов, конгрессов, конференций, симпозиумов, спортивных мероприятий; открытие новых или снос старых зданий, памятников, культовых сооружений; архитектурные объекты, природные ландшафты, катаклизмы техногенного и природного характера. В то же время многоаспектное по тематике инициативное документирование ограничено территориальными рамками. Подавляющее большинство мероприятий снимается в г. Ижевске, так как зачастую отсутствует возможность выехать за его пределы.
При отборе мероприятий особое внимание уделяется тем, в которых принимают участие руководители органов власти (Президент УР, Председатель Правительства УР, Председатель Государственного Совета УР, глава муниципального образования «Город Ижевск» и его заместители, руководители министерств, управлений и комитетов), лидеры политических партий и общественных движений, известные общественные деятели, деятели науки и культуры. Одной из задач инициативного документирования является создание аудиовизуальных документов о тех событиях, которые никто не документирует. Поэтому выбор часто падает на события не столь широко проанонсированные, но имеющие значение для узких общественных или профессиональных групп (например, межархивный семинар или научно-практическая конференция).
Планирование съемок архитектурных и строительных объектов, городских улиц осуществляется в зависимости от погодных условий и места расположения (т.е. одновременно со съемками событий, происходящих в конкретном месте). В некоторых случаях необходимость съемки тех или иных объектов обусловлена отсутствием в архиве нужного иллюстративного материала при подготовке выставок, печатных изданий.
Выбор тематики создания документов «устной истории» зависит от потребностей общества в определенной информации, наличия «белых пятен» в фондах архива по определенным вопросам, подготовки к юбилейным мероприятиям федерального, республиканского или городского уровня, наличия предварительной договоренности с конкретными лицами о записи их воспоминаний.
Тематика воспоминаний может касаться истории города и республики, конкретных предприятий; объединять воспоминания людей, связанных единой профессией, творческой или трудовой деятельностью, участием в однотипных событиях, мероприятиях, акциях. К объектам записи относятся известные деятели науки, культуры, общественно-политической жизни, очевидцы или участники интересующих архив событий, владеющие определенной информацией. Например, участники Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., труженики тыла, владельцы документов личного происхождения.
3.2. Подготовка к проведению съемки
Отбор событий и объектов для съемки в своей завершающей фазе органично перетекает в следующий этап инициативного документирования – в подготовку к проведению съемки. Эта подготовка включает следующие элементы:
- аккредитацию;
- выбор метода документирования (фото- или видеосъемка)
- подготовка фотокамеры (видеокамеры) и другого технического оборудования.
Аккредитация не является обязательным элементом подготовки к проведению каждой съемки. Многие общественнозначимые события (митинги, демонстрации, выставки, праздничные мероприятия) носят открытый характер. В некоторых случаях достаточно договориться по телефону с организаторами мероприятия.
Однако ряд мероприятий носит заявочный характер и требуется официальная аккредитация работника архива (съезды, пресс-конференции, концерты, фестивали, церемонии награждения и т.д.). В этом случае на бланке архива за подписью директора оформляется письмо с просьбой об аккредитации. Как правило, при подобной, разовой аккредитации в пресс-службу организации, проводящей мероприятие, достаточно переслать письмо по факсу (приложение 1).
При регулярном проведении съемок в Государственном Совете или Правительстве УР, необходимо оформление годовой аккредитации. Для этого составляется письмо, в котором указывается цель проведения съемки, предполагаемое место хранения отснятого материала (архив), фамилия, имя, отчество, должность работника, его паспортные данные, контактные номера телефонов (приложение 2). Иногда указывается фотовидеотехника: модель фотоаппарата или видеокамеры, штатив и т.д.
Кроме того, в ходе подготовки аккредитации необходимо связаться по телефону с организаторами мероприятия, уточнить место и время его проведения, убедиться в том, что аккредитация получена. С целью получения дополнительных информационных материалов, помогающих аннотировать событие (пресс-релизы, программки, афиши, листовки), следует установить контакты с ответственными лицами из оргкомитета или пресс-службы.
После того как получены нужные сведения и аккредитация, необходимо определиться с помощью какой техники будет проводиться документирование. Для более полного отражения события желательно, чтобы двое сотрудников проводили одновременно фото и видеосъемку. Необходимость наличия не только видео, но и фотодокументов о мероприятии возникает при подготовке презентаций, иллюстрировании документальных публикаций, т.к. качество оцифрованных фрагментов видеодокументов хуже качества фотодокументов.
Накануне проведения съемки фотограф (оператор) должен подготовить оборудование:
- проверить исправность фотокамеры (видеокамеры) и чистоту линз объектива;
- зарядить аккумуляторы фотокамеры (видеокамеры) и фотовспышки;
- проверить комплектность видеокассет и носителей с флэш-памятью;
- проверить наличие свободного места на видеокассетах и носителях с флэш-памятью, в случае необходимости стереть старую информацию; при этом следует проверить, чтобы стираемые с носителя видеозаписи и фотографии были переписаны на жесткий диск компьютера (DVD-рекордера) или оптические диски;
- собрать и уложить в сумку все необходимые сопроводительные материалы: письмо с аккредитацией, программу или пресс-релиз мероприятия, личные документы и удостоверение личности, блокнот и ручку.
При планировании съемки в помещении следует предусмотреть степень освещенности, которая зависит не только от времени суток и сезона, но и от конкретной погоды. Планируя натурные съемки (демонстрации, митинги, праздники) нужно помнить, что придется пройти 5–6 км., поэтому следует подготовить удобную одежду и обувь.
При планировании съемок улиц, памятников, зданий городов и населенных пунктов намечаются оптимальные пути подъезда и маршрут движения фотографа по улице.
Существуют особенности подготовки к съемке воспоминаний (интервью). После того, как состоялась предварительная беседа с героем интервью, и получено согласие на проведение съемки, необходимо за несколько дней до ее начала составить вопросник (приложение 2). Этот вопросник желательно согласовать с героем интервью, чтобы человек был готов к разговору, смог обдумать ответы на вопросы. При желании он может предложить расширить или сузить рамки вопросника по своему усмотрению. Вопросы должны быть составлены корректно. Если в архиве есть определенная информация о человеке, то вопросы следует составлять так, чтобы они восполняли те информационные пробелы, которые имеются в архивном фонде.
3.3. Порядок проведения съемки
Как уже выше отмечалось, создание аудиовизуальных документов – процесс творческий и, в значительной мере, субъективный. Подготовленность фотографа (оператора) к съемке конкретного мероприятия, владение знаниями, приемами и навыками фотовидеосъемки позволяют грамотно организовать процесс, экономно распределять рабочее время, чтобы подмечать интересные ситуации и сюжеты для съемки, чтобы находить самый удачный момент и самую оптимальную точку, с которой объект съемки может раскрыться с наилучшей стороны.
Для того чтобы получить качественные документы, а фотовидеорепортаж наиболее полно и точно отразил события документируемого мероприятия, следует придерживаться следующих правил.
На место события необходимо приходить заранее, примерно за 10–15 минут до начала, чтобы сделать необходимые приготовления:
- получить от организаторов сопроводительные материалы (программу мероприятия, пресс-релиз, устные комментарии о возможном сценарии и приглашенных официальных и неофициальных лицах и т.п.);
- оценить масштаб мероприятия, наметить точки съемки разных событий в разных планах и ракурсах;
- наметить окончательный план съемки или маршрут движения;
- еще раз проверить и подготовить технику, установить штатив.
При подготовке к аудиовизуальному документированию различных мероприятий необходимо заранее определиться с сюжетами и лицами, которые следует сфотографировать (записать на видео). Как правило, близкие по виду и названию мероприятия проводятся по схожему сценарию, что позволяет придерживаться типовых планов проведения съемок. В процессе репортажной съемки следует фиксировать:
- открытие мероприятия;
- президиум;
- всех выступающих;
- общие виды места проведения мероприятия (зал, холл, помещение, площадь, улицу и т.д.);
- людей, принимающих участие в мероприятии в качестве зрителей, гостей;
- вручение наград, призов, подарков и т.п.;
- исполнение музыкальных произведений, танцев солистами, музыкальными и танцевальными коллективами (допускается видеосъемка номера целиком или только фрагмент);
- панорамные и общие виды массовых гуляний;
- плакаты, транспаранты, лозунги, надписи, знамена, таблички, карточки, бейджи, которые позволяют точно идентифицировать проходящее мероприятие или документируемое лицо;
- реакцию зрителей, гостей на выступления;
- закрытие мероприятия.
При съемке персоналий особое внимание следует уделять созданию крупных планов руководителей УР, депутатов Государственной Думы РФ и Государственного Совета УР, руководителей органов исполнительной власти УР, лидеров политических партий и общественных движений, ведущих политических и общественных деятелей, руководителей предприятий, организаций и учреждений, известных деятелей науки и культуры, почетных граждан, кавалеров государственных орденов.
В процессе съемки архитектурных и строительных объектов следует фотографировать:
- объекты целиком и в окружении других объектов (не более двух–трех);
- наиболее выразительные архитектурные и художественные детали (фронтоны, балконы, решетки, витрины магазинов и т.д.);
- панорамные и общие виды улиц и площадей;
- плакаты, транспаранты, вывески, наружную и уличную рекламу;
- указатели улиц и номеров домов, вывески с указаниями учреждений, мемориальные и памятные доски, надписи на памятниках – все, что может помочь в точной идентификации здания или памятника.
Снимать следует от источника света (солнца), выбирать удачный ракурс и композицию. Следует помнить, что фотодокументы, принимаемые на постоянное хранение, должны иметь художественные достоинства, композиционно-сюжетную целостность, выразительность, оригинальность, новизну сообщаемых сведений.
Однако при проведении репортажной съемки не удается добиться выполнения этих качеств для каждого фотоснимка. Динамичные сюжеты и эпизоды желательно снимать со значительным избытком кадров, чтобы позднее отобрать из них лучшие в художественно-композиционном отношении.
Следует проводить съемку деталей, крупных, средних и общих планов:
- деталь – кадр, в котором помещается только часть или фрагмент объекта, небольшой предмет (например, при съемке архитектурных зданий, памятников, экспонатов выставки, цветов, деталей одежды);
- крупный план – человек по пояс или здание целиком;
- средний план – человек в полный рост или здание в окружении других объектов;
- общий план (вид) – кадр, в котором помещается несколько человек, панорама улицы, площади* .
Необходимо следить за тем, чтобы главный объект съемки располагался в центре кадра. Не следует оставлять большой промежуток между верхней частью головы человека и верхней границей кадра. Пространство кадра слева или справа, куда обращен взгляд человека, должно быть шире по сравнению с пространством за его спиной.
В холодное время года или в дождливую погоду необходимо следить за соблюдением правил эксплуатации фотокамеры (видеокамеры), предохраняя ее от переохлаждения и появления конденсата на оптике. Фотокамеру следует укладывать в футляр, доставая ее каждый раз перед съемкой объекта и убирая после съемки, на время перехода к следующему объекту.
___________________
* - В литературе по фотовидеосьёмке встречается разная градация крупности планов
3.3.1. Особенности видеосъемки
Архивная съемка, в отличие от телевидения, преследующего цель оперативно и лаконично поделиться информацией со зрителем, предполагает создание подробного документа, поэтому мероприятие снимается, как правило, от начала и до конца. Если есть необходимость убрать все погрешности съемки, видеозапись в дальнейшем можно смонтировать. При этом будет сохраняться полнота и достоверность информации.
При инициативном документировании необходимо снимать так, чтобы впоследствии не приходилось вырезать отснятые материалы, незначительные по продолжительности. Это могут быть несфокусированные, затемненные или засветленные кадры, технические погрешности, связанные с тем, что любая камера не сразу срабатывает при включении, возможны толчки и дерганья в начале и конце кадра, в кадр может войти или въехать лишний объект и т.д. Поэтому следует снимать так, чтобы в течение съемки получился готовый сюжет, а не просто набор удачных кадров, и не требовался последующий монтаж на специальном оборудовании.
Во время мероприятия автору съемки необходимо уловить оригинальность и выразительность, выстроить композицию, выступить не только в роли оператора, но и в роли режиссера. Рекомендуется снимать мероприятие в последовательном развитии, т.е. фиксировать начало, основное действие и завершение. В этом случае аудиовизуальный документ будет иметь правильное сюжетное построение.
Если мероприятие ожидается продолжительным (более двух часов), необходимо предусмотреть возможность неполной или фрагментарной съемки, продумать, что снимать в первую очередь (конкретные действующие лица, дискуссии, вопросы, ответы).
Неполная или фрагментарная съемка предполагает фиксирование какой-то определенной части события, отдельных объектов и лиц. Например, во время ежегодной съемки торжественного собрания, посвященного очередной годовщине государственности Удмуртии, полностью снимаются выступления Президента УР, Председателя Государственного Совета УР, Главного федерального инспектора по УР, Почетных граждан УР, а иные действия (выступления музыкальных и танцевальных коллективов) снимаются фрагментарно.
Фрагментарно снимаются культурно-массовые мероприятия (национальные праздники «Гербер», «Сабантуй», демонстрации, шествия, народные гуляния).
Полная съемка фиксирует мероприятие от начала до конца, без перерывов (съемка заседаний круглого стола в архиве, пресс-конференций).
В практике ГКУ «ЦДНИ УР» чаще используется неполная или фрагментарная съемка, когда фиксируются открытия мероприятий, выступления основных участников, моменты награждения.
Во время съемки следует обязательно отснимать крупные, средние и общие планы, периодически меняя точку съемки. Необходимо брать общие планы места действия или проводить панораму для того, чтобы восприятие зрителя было полнее.
Во время видеосъемки рекомендуется использовать штатив. Съемку с рук оправдывает лишь оперативный или иной, обусловленный замыслом, характер съемки (например, на месте строящихся объектов, в заводском цехе). Если ведется съемка со штатива, необходимо выверить положение камеры относительно горизонта. Положение камеры следует выверять по вертикальным линиям, которые обязательно найдутся в любом кадре (например, стена здания, столб). Если приходится снимать с рук, то следует помнить, что, чем ближе оператор располагается к объекту съемки, тем устойчивей сам объект внутри кадра.
Всегда необходимо учитывать, где проводится съемка (на улице или в помещении), и помнить о том, что естественный и искусственный источники света имеют разную световую температуру. Чтобы получить изображение, на котором цвета предметов в кадре будут максимально соответствовать реальным, камеру следует настроить на баланс белого цвета (на некоторых камерах такая настройка производится автоматически). Для балансировки вручную нужно перед объектом съемки расположить что-нибудь белое, например, лист бумаги. Далее с помощью приближения нужно «наехать» на этот лист и произвести баланс, нажав соответствующую кнопку (см. инструкцию к видеокамере).
Не следует спешить с включением записи, не убедившись в удачном построении кадра, а также достаточной освещенности и сфокусированности объекта.
Во время съемки события рекомендуется снимать момент, когда идет представление выступающих и других участников. Это значительно облегчит дальнейшее аннотирование видеодокумента.
Не следует злоупотреблять частым наездом (приближением) или отъездом (отдалением) в процессе съемки, это вызывает зрительное раздражение. Данные приемы съемки возможно применять во время смены планов (с крупного плана на средний, со среднего на общий и т.д.), а также в тех случаях, когда требуется акцентировать внимание на каком-либо действии или предмете (вручение наград, подарков).
Прохождение героев желательно заканчивать фиксацией их выхода из кадра. Это касается любых движущихся объектов: людей, животных, автомобилей и прочих. Движущийся в кадре человек должен иметь законченные фазы движения. Кадры с движущимися объектами желательно снимать длинными планами. В данном случае под планом подразумевается съемочный кадр – участок видеозаписи (от ее включения до паузы).
При съемке панорамы необходимо подержать кадр статично в течение не менее секунды перед началом и после окончания панорамы, для того чтобы зритель успел сориентироваться. Характер исполнения панорамы, композиционное ее решение, само направление панорамного движения определяется смысловым содержанием эпизода. При съемке занятых какой-либо деятельностью людей, а также природных ландшафтов и задействованных в них животных панорамы желательно исполнять с некоторыми приостановками, что позволяет лучше разглядеть происходящее и сделать некие акценты.
При съемке синхронных эпизодов, когда задействовано два, три и более беседующих человека, не обязательно держать в кадре только говорящих людей. В подобных случаях не менее выразительны бывают руки и лица собеседников, а также лицо героя сюжета, когда он слушает высказывания своих собеседников. Слушающий человек бывает порой более интересен, чем говорящий. Таким образом, зритель получает параллельно звуковую и зрительную информацию более объемно, т.е. о нескольких героях одновременно. Ежесекундные броски камеры, когда оператор снимает каждого из вступающих в беседу людей, вызывают зрительное раздражение.
3.3.2. Особенности видеосъемки интервью
Съемка воспоминаний ведется в виде беседы (диалога) или рассказа (монолога). Это зависит от способности автора воспоминаний самостоятельно составить связный рассказ, не прибегая к частым вопросам. Чаще всего воспоминания носят биографический характер и представляют собой рассказ о прошлом, о здравствующих или ушедших друзьях, товарищах, коллегах, родных. В практике ГКУ «ЦДНИ УР» чаще используется рассказ (монолог).
Беседа представляет собой разговор двух или более собеседников, архивиста с автором воспоминаний. Беседа с интересным человеком (политическим деятелем, представителем культуры и искусства и др.) может касаться самых различных сторон жизни общества и отдельной личности.
Съемка групповых бесед с участием заинтересованных лиц, связанных между собой общими интересами, профессией, прошлым позволяет осветить конкретное событие с разных точек зрения, восприятия, позиций и оценки. Такую съемку организовать и провести сложнее.
Выбор места, где расположится герой интервью, определяется, прежде всего, темой и характером будущего интервью. То же самое относится к одежде. Если предстоит разговор о деле – нужно снимать в рабочей обстановке, деловом костюме. Не стоит выбирать для интервью слишком бледный или слишком пестрый, насыщенный деталями фон.
Как правило, интервью, которые записывают архивисты, получаются длительными, поэтому важно использовать штатив. Если разговор происходит стоя, необходимо установить камеру таким образом, чтобы объектив оказался на уровне глаз героя интервью. Если собеседники сидят – чуть выше уровня глаз.
Свет на съемочной площадке должен быть такой интенсивности, чтоб было видно объект съемки. Современная техника позволяет снимать в условиях достаточно низкой освещенности. Если света, все-таки, недостаточно, то нужно выбрать место с лучшей освещенностью, или воспользоваться накамерным светом, если таковой имеется.
Для придания картинке большей выразительности допускается использование дополнительного света, который может оказаться на съемочной площадке, например, настольная лампа или свет от окна. После того как свет на съемочной площадке выстроен, необходимо настроить баланс белого цвета (см. пункт 3.3.1.).
В кадре герой интервью должен общаться с собеседником (т.е. не смотреть в камеру). Исключение возможно, когда оператор и является единственным собеседником.
Нельзя снимать человека в профиль. У зрителя должно складываться впечатление, что человек на экране разговаривает с ним. Поэтому автор интервью должен сидеть или стоять как можно ближе к камере.
По ходу съемки вполне уместно менять планы (увеличивать, уменьшать крупность). Лучше делать это в то время, когда задаются вопросы. Микрофон из кадра лучше исключить. Он может попадать в кадр лишь на общем плане.
Встроенный в камеру микрофон устроен так, что записывая звук, собирает все шумы вокруг, в том числе и те, что дает камера (кассета крутится в момент записи). Эти шумы, записанные камерой, создают довольно заметный фон. Поэтому для качественной записи звука нужен выносной микрофон, соединенный с камерой при помощи провода и разъема. Рекомендуется использовать еще и подставку под микрофон, чтобы рука не уставала его держать при записи продолжительных интервью. Также для этой цели вместо выносного микрофона хорошо подойдет микрофон-петличка, который крепится прямо на одежду. Соединив микрофон с камерой, необходимо проверить уровень звука, который отображается на видоискателе или на специальном табло (не должен зашкаливать).
При съемке интервью следует снимать интерьер или обстановку, характеризующую человека, его профессиональную деятельность (рабочий кабинет, мастерскую, музыкальные инструменты и т.д.). Во время съемки рекомендуется обращаться к документам, фотографиям, дополняющим устную информацию. Такие кадры обогатят видеоряд, помогут полнее понять и раскрыть героя, покажут зрителю место, где герой живет или работает. Можно снять детали фона, которые попадали в кадр во время съемки интервью (настольная лампа, статуэтка, книги в шкафу), детали одежды героя (орденские планки, медали). Можно попросить героя показать любимую коллекцию марок, показать родной завод и т.д.
Также большое значение имеет подготовительная работа интервьюера – человека, который готовит вопросник, а затем проводит беседу. Он, готовясь к разговору, должен изучить биографию человека, чтобы знать, о чем беседовать. Темы для разговора могут быть самые разные: биография, какой-то период деятельности, участие в интересном событии. Пока оператор готовит камеру к съемке, собеседники могут еще раз обсудить детали интервью.
До начала интервью нужно отключить телефоны, если есть возможность, снять трубку с аппарата. В начале съемки, после включения камеры, сотруднику архива следует представить героя интервью, сказать о его почетных званиях, заслугах, наградах.
В процессе съемки при необходимости нужно мягко вернуть собеседника к сути вопроса, если он ушел от темы. Если собеседник выходит за рамки предложенной темы, но сообщаемая им информация представляет интерес, не следует его прерывать. Важно проявить интерес не только к социальной роли, официальному статусу, общественному положению собеседника, но и к его личности, характеру.
3.4. Оформление результатов работы и отбор электронных аудиовизуальных документов на хранение
Своевременное заполнение документов учета результатов инициативного документирования, в которых указываются название события, место и время действия, автор съемки, вид съемки, является обязательным условием в данной работе. После документирования какого-либо события эти сведения вносятся в «Журнал учета выходов сотрудников на мероприятия» (приложение 3).
Поскольку для проведения фотовидеосъемки повсеместно используется цифровая техника, в данном разделе акцентируется внимание на электронных фотовидеодокументах.
Экспертиза ценности аудиовизуальных документов является необходимой составляющей при организации инициативного документирования.
Под экспертизой ценности фотодокументов понимается их всестороннее и комплексное изучение на основании критериев ценности с целью отбора для включения в состав Архивного фонда. В результате съемки возникает множество фотодокументов, фиксирующих события, объекты, явления действительности. Конечно, не все созданные фотоснимки имеют одинаковую ценность, историческое или культурное значение.
Экспертиза ценности цифровых фотодокументов осуществляется автором съемки вскоре после ее проведения. В зависимости от загруженности работника и значимости отснятого мероприятия, отбор может проводиться в срок от одного дня до нескольких недель после съемки.
Цель отбора фотодокументов – оптимизация состава фоторепортажа за счет выделения к уничтожению:
- снимков с явным техническим браком;
- низкохудожественных фотографий;
- чрезмерного количества вариантов одного изображения.
Происходит ознакомление с составом и содержанием фоторепортажа, удаление снимков с техническим браком (сильно затененные и осветленные кадры, кадры с бликами, несфокусированные и размытые фотоизображения и т.д.), выявление и удаление низкохудожественных фотографий (неудачные и неестественные позы запечатленных персоналий, искаженное или неэстетичное выражение их лиц, закрытые глаза, полузакрытые лица и т.д.). При повторном просмотре происходит дополнительная оценка фотографий с точки зрения их низкого художественного качества, а также выявление и удаление наименее удачных вариантов фотодокументов:
- наименее выразительных;
- с худшим цветовым решением;
- с нарушением композиционно-сюжетной целостности фотодокумента;
- с эффектом «красных глаз».
В составе фоторепортажей следует оставлять кадры с пояснительной и идентифицирующей информацией (названия улиц, номера домов, вывески, таблички и бейджи с именами участников мероприятий, подписи под экспонатами выставок и т.д.), которые могут быть выделены к уничтожению после составления аннотаций к фотодокументам.
При отборе видовых фотодокументов, отражающих периодически повторяющиеся события, следует обращать внимание на снимки, которые запечатлели наиболее яркое и интересное оформление праздников, убранство улиц по сравнению с прошлыми годами. Для видовых снимков архитектурных строений устанавливается степень уникальности и типичности объектов, выразительность композиционного и художественного построения.
Экспертиза ценности видеодокумента заключается в следующем:
- отснятый материал переписывается (оцифровывается) с кассеты на жесткий диск DVD-рекордера (или компьютера);
- удаляются бракованные куски, ненужные кадры;
- готовая единица учета записывается на оптический DVD-диск.
После экспертизы ценности сведения о созданных документах вносятся сотрудниками отдела в «Книгу учета поступлений неописанных фотодокументов» (приложение 4) и «Книгу учета поступлений неописанных видеодокументов» (приложение 5).
Заключение
Опыт ГКУ «ЦДНИ УР» свидетельствует, что инициативное документирование является одним из перспективных методов комплектования архива, поскольку позволяет оперативно создавать многоаспектные комплексы документов.
Для проведения архивами самостоятельного документирования необходимо иметь квалифицированных специалистов, подготовленных для ведения съемок, знающих состав и содержание архивных фондов и материалов архива по соответствующей тематике, проблеме, умеющих пользоваться техническими средствами фотосъемки и видеозвукозаписи. Сотрудники должны знать историю своего края и быть в курсе современных событий. Также необходима специальная аппаратура для съемки, воспроизведения изображения и звука, программное обеспечение для компьютерной обработки материала, и самое главное, специальное финансирование.
Развитие инициативного аудиовизуального документирования может двигаться в нескольких направлениях: проведение технической модернизации, повышение художественного и технического качества создаваемых документов, расширение тематики и географии съемок, поиск новых форм документирования – создание видеофильмов, видеороликов.
Составитель | Д.А. Подольский, начальник отдела аудиовизуальной документации ГКУ «ЦДНИ УР» |
СОГЛАСОВАНО ЭМК ГКУ "ЦДНИ УР" 02.12.2011 № 19 |
СОГЛАСОВАНО ЭПМК Комитета по делам архивов при Правительстве УР 16.12.2011 №12 |
ПРИЛОЖЕНИЯ: