Сообщи о герое
Подать запрос в архив
на портале госуслуг
тел. для справок
(3412) 90-53-60
Обратная связь
Отследить запрос
Полезная информация
Об итогах реализации Основных направлений развития архивного дела в Удмуртской Республике за 2014 год и основных направлениях деятельности на 2015 год
Доклад
«Об итогах реализации Основных направлений развития архивного дела в Удмуртской Республике за 2014 год и основных направлениях деятельности на 2015 год»
25 февраля 2015 г.
Уважаемые коллеги!
Практически два месяца назад завершился две тысячи четырнадцатый год, год – Олимпийской победы России, добровольного возвращения Крыма и Севастополя в состав Российского государства, Год культуры в стране и в тоже время год - экономических санкций и сложной международной обстановки в мире. В этих непростых политических и экономических условиях новому руководству Удмуртской Республики пришлось решать не только актуальные вопросы достойной реализации мероприятий Программы социально-экономического развития Удмуртии на две тысячи десятый–четырнадцатый годы, но и выработать новый курс, именно поступательного развития республики на долгосрочную перспективу, нацеленного на исполнение целей и задач Стратегии социально-экономического развития Удмуртии до две тысячи двадцать пятого года.
Естественно и архивная отрасль, являющаяся органичной, неотъемлемой частью сферы государственного управления, включилась в этот процесс, в том числе на муниципальном уровне. Следует отметить, что анализ итогов деятельности архивных органов и учреждений в две тысячи четырнадцатом году показал в целом достижение установленных значений показателей и выполнение большей части мероприятий, предусмотренных отраслевым разделом вышеназванной программы развития республики. Сразу скажу, что не удалось реализовать в полной мере финансово крупные проекты по реконструкции здания государственных архивов на улице Камбарской и модернизации системы вентиляции воздуха в Центре документации новейшей истории. Поэтому мы нацелены на положительное разрешение этих проблем в течение две тысячи пятнадцатого – шестнадцатого годов. Наша вера в это подкреплена тем, что оба проекта, при консолидированной поддержке Главы республики Соловьева Александра Васильевича, председателя Правительства Савельева Виктора Алексеевича и нашего куратора, руководителя Администрации Главы и Правительства республики Гальцина Андрея Ивановича, включены в Адресную инвестиционную программу Удмуртской Республики на две тысячи пятнадцатый год. Надеемся на скорейшее достижение столь длительно ожидаемого позитивного результата в наших стройках.
С учетом положений долгосрочных стратегий и концепций социально-экономического развития России и Удмуртии, утвержденной отраслевой государственной программы, был подготовлен раздел «Развитие архивного дела» Программы развития республики на две тысячи пятнадцатый–двадцатый годы, которая с принятием Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» была преобразована в «План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до две тысячи двадцать пятого года» (утвержден постановлением Правительства УР от 10.10.2014 № 383). В рамках формирования названного плана были установлены значения основных показателей в области архивного дела на долгосрочную перспективу. Поэтому обращаю внимание муниципальных архивистов на необходимость учета этих показателей при разработке отраслевых разделов аналогичных планов реализации стратегий развития муниципальных образований в Удмуртской Республике, что остается одной из важнейших задач деятельности в текущем году.
Согласно нормативно-методическим документам в сфере стратегического планирования в Российской Федерации и Удмуртской Республике нам предстоит отработать практику проведения процедуры ежегодной корректировки государственной программы «Развитие архивного дела» и соответствующих муниципальных подпрограмм с учетом происходящих изменений в финансировании, приоритетах и целевых показателях социально-экономического развития. Так постановлением Правительства УР от 11.03.2014 № 90 утверждены изменения в нашу отраслевую программу в части продления сроков ее действия до две тысячи двадцатого года, что соответственно потребовало проведения расчета значений показателей. Отмечу, что внутренний мониторинг выполнения мероприятий государственной программы за две тысячи тринадцатый год зафиксировал высокую степень ее реализации (оценка проводилась в первом квартале прошлого года). Данное утверждение подтверждено экспертной оценкой Министерства экономики республики.
Приступили к внедрению новых инструментов стратегического планирования на муниципальном уровне. Безусловно, ценную помощь в оперативной разработке подпрограмм «Архивное дело» муниципальных программ «Муниципальное управление» оказало внедрение пилотного проекта отраслевой подпрограммы, подготовленного архивным отделом Администрации Якшур-Бодьинского района при участии Комитета. В итоге отраслевые подпрограммы всех муниципальных образований прошли согласование в Комитете и вступили в действие. В этой связи еще раз благодарю начальника архивного отдела Ившину Наталью Александровну, а также идейного вдохновителя, куратора архива - заместителя Главы Администрации района Токмачеву Ирину Борисовну.
В интересах снижения расходов бюджета республики и повышения эффективности деятельности органов государственной власти, в соответствии с Указом Главы республики от 09.10.2014 № 327 «О формировании исполнительных органов государственной власти УР» и последовавших за ним постановлений и распоряжений Правительства республики проводились мероприятия по оптимизации структуры республиканских органов власти и сокращению численности государственных гражданских служащих Удмуртии. Замечательно, что Комитет сохранил свой статус самостоятельного органа власти и свою структуру, что подтверждает мнение руководства республики об особой значимости и роли архивного дела в полноценном, комплексном развитии нашего края. От всех архивистов выражаю особую признательность нашему куратору Андрею Ивановичу за содействие и весомую поддержку при решении судьбы органа власти, уполномоченного в области архивного дела.
В целях государственного регулирования развития архивного дела Комитетом по делам архивов был осуществлен ряд организационных мер. В рамках реализации Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры в УР» подготовлены дополнения в план основных мероприятий. Изменения нацелены на снижение расходов бюджета республики на содержание государственных учреждений, в т.ч. за счет улучшения использования основных средств архивов через мероприятия по повышению энергоэффективности. В начале две тысячи четырнадцатого года в одну целую пятнадцать сотых раза были увеличены размеры должностных окладов работников государственных архивов, в результате средняя зарплата достигла более двадцати тысяч рублей, что составляет восемьдесят семь процентов от средней зарплаты по Удмуртии (для сравнения в две тысячи тринадцатом году этот показатель достигал семидесяти девяти процентов).
В целях реализации ряда федеральных законов в государственных архивах продолжилась работа по защите государственной тайны, проведены мероприятия по допускной работе, обеспечена техническая защита сведений, составляющих государственную тайну, и персональных данных в государственных архивах. В Комитете и государственных архивах созданы контрактные службы. Полностью освоены финансовые средства, предусмотренные утвержденным бюджетом Комитета и подведомственных государственных архивов. Государственными архивами оказано платных услуг на рекордную для нас сумму более девяти миллионов рублей, что потребовало от архивистов максимальных усилий.
Обеспечены финансовые обязательства республики в размере более тридцати двух миллионов рублей на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в области архивного дела, которые позволили укрепить материально-техническую базу архивов, принять меры по улучшению условий хранения документов и развитию информационных технологий в целях повышения качества предоставления услуг населению. Однако, в прошедшем году, по итогам контроля за расходованием средств субвенций в две тысячи тринадцатом году выявлены нарушения Порядка расходования субвенций администрациями ряда муниципальных образований, в результате взыскано в бюджет республики более одного миллиона рублей. Анализ реализации субвенций за отчетный год вновь показал, что не соблюдены установленные пропорции расходов из республиканского и муниципального бюджетов на содержание муниципальных архивов администрациями городов Глазова и Можги, Алнашского, Дебесского, Красногорского, Увинского и ряда других районов. Уважаемые коллеги! Нецелевое использование средств республиканского бюджета, направленных на содержание документов муниципальной собственности, недопустимо.
В отчетном году вступили в силу новые Правила расходования субвенций на финансовое обеспечение переданных полномочий (утверждены постановлением Правительства УР от 30.12.2013 № 622). С их принятием нормативно оформился новый инструмент оказания финансового содействия администрациям городов и районов при недостаточности средств на их осуществление - это представление средств нераспределенной части субвенций. Их выделение в приоритетном порядке осуществлялось на финансовые расходы, связанные с обеспечением нормативных условий хранения документов. Средства на эти цели были выделены бюджетам Камбарского, Сарапульского и Селтинского районов. Обращаю внимание, что при предоставлении этих средств должно обеспечиваться обязательное финансовое соучастие муниципальных бюджетов именно в этой части субвенций, без учета расходов муниципального бюджета по распределенной части субвенций.
Особым, социально значимым событием, потребовавшим большой предварительной организационной работы, стало принятие руководством республики решения о передаче около трех миллионов дел по личному составу ликвидирующегося крупнейшего предприятия «Ижевский машиностроительный завод» в Государственный архив социально-правовых документов с их временным, до завершения реконструкции здания государственных архивов, размещением на арендуемых площадях ОАО «Объединенная автомобильная группа». Благодаря последовательной, социально ориентированной позиции Главы и председателя Правительства республики изысканы немалые средства не только на оплату аренды, но и на увеличение штатной численности архива на пятнадцать единиц. Кроме того, в условиях сложной финансовой ситуации при поддержке руководства республики удалось оперативно обеспечить финансами государственные архивы для повышения уровня их безопасности и сохранности архивных фондов, благодаря чему был выполнен ремонт кровли здания архивов на улице Камбарской и сейчас монтируется система видеонаблюдения в двух зданиях государственных архивов.
На укрепление материально-технической базы муниципальных архивов, позволяющей решать вопросы вечного хранения архивных документов, также были нацелены и администрации многих муниципальных образований. Дополнительные помещения выделены муниципальным архивам Камбарского и Граховского районов. После завершения ремонта в новые помещения переехали сотрудники муниципального архива Каракулинского района.
В этом направлении, конечно, заслуживает особой оценки активная позиция и неутомимая деятельность начальника Управления по делам архивов Администрации города Сарапула Мурашкиной Валентины Леонидовны и несомненно ее поддержки и опоры, куратора – руководителя аппарата Администрации города Мымрина Андрея Леонидовича, которым в рамках продолжающейся реконструкции и освоения помещений комплекса зданий этого архива удалось ввести в эксплуатацию архивохранилища площадью почти четыреста квадратных метров и модернизировать читальный зал и входную группу. В результате в нормативные условия были перевезены более десяти тысяч дел, хранившихся в подвальной части здания Администрации города.
Аналогичный мощный тандем двух профессионалов в Сарапульском районе: начальника архивного отдела Барановой Светланы Владимировны и руководителя аппарата Администрации района Бутромеева Сергея Юрьевича, позволил успешно разместиться архиву в новом здании и решать задачи его оснащения необходимыми техническими средствами. В этом случае следует отметить и руководителей Сарапульского района, нашедших возможность финансово поддержать архив в условиях самых низких в республике размеров выделяемых субвенций.
Осуществлялся ремонт помещений еще в одиннадцати муниципальных архивах. В целях поддержания оптимального температурно-влажностного режима установлены системы кондиционирования и вентиляции воздуха в восьми муниципальных архивах. Сохранились большие объемы картонирования архивных дел, закартонировано более ста шестнадцати тысяч дел. За счет модернизации стеллажей протяженность полок в девяти муниципальных архивах увеличилась на тысячу погонных метров. Активнее выполнялись рекомендации Комитета по установке сертифицированных дверей в хранилища муниципальных архивов. Радует, что муниципальному архиву Сюмсинского района удалось защитить архивные фонды охранной сигнализацией. Также установлены или модернизированы системы охранно-пожарной сигнализации в муниципальных архивах Воткинского, Завьяловского, Каракулинского, Селтинского и Шарканского районов. В результате этих мероприятий доля документов, хранящихся в нормативных условиях, достигла девяноста трех процентов.
По итогам отчетного года выполнили запланированные объемы работ все государственные архивы и половина муниципальных архивов: городов Глазова, Ижевска, Можги и Сарапула, Балезинского, Вавожского, Граховского, Завьяловского, Игринского, Камбарского, Кизнерского, Киясовского, Сарапульского, Шарканского и Якшур-Бодьинского районов. Вновь приходится констатировать невыполнение муниципальными архивами Можгинского, Юкаменского, Каракулинского, Красногорского и Сюмсинского районов целого ряда основных показателей. Особенно настойчивы в невыполнении плановых показателей архивы Можгинского и Каракулинского районов, ежегодно отмечаемые в этой негативной части с 2009 года.
В значительных объемах проводились традиционные архивные работы, нацеленные на обеспечение сохранности документального наследия, которые выражены в следующих цифрах и мероприятиях. Выполнена проверка наличия более ста двадцати тысячи дел на различных носителях и свыше тысячи дел проверены полистно, в том числе по фондам Удмуртского рескома ВЛКСМ и Камско-Воткинского железоделательного завода. Целенаправленно, и при выполнении других архивных работ, проводилось выявление документов, требующих улучшения физического состояния. В рамках этой работы внедрялось пособие по применению метода Владимира Федоровича Привалова по выявлению и учету документов на бумажной основе с повреждениями носителя и текста, разработанное Центром документации новейшей истории. В государственных и двадцати одном муниципальном архиве отреставрировано свыше двадцати одной тысячи листов, восстановлены затухающие тексты тысячи девяносто одного листа с применением компьютерных технологий. Потребовалось выполнить значительный объем работ по вкладке-выдаче, расшивке и подшивке дел, полистной проверке физического состояния документов, нумерации листов, требующихся при подготовке документов к выполнению актуальной задачи архивов по переводу документов в электронный вид.
В государственных и двух муниципальных архивах проводилась работа по выявлению, описанию и ревизии особо ценных документов. Описание ОЦД в государственных архивах проводилось по фондам Удмуртского рескома Компартии РСФСР, Ижевского оружейного и сталеделательного заводов и другим. По итогам выявления учтены как особо ценные свыше одной тысячи дел. В рамках реализации Плана создания копий страхового фонда были созданы страховые копии шестисот восьмидесяти дел объемом более девяносто трех тысяч кадров, в том числе ста семнадцати дел, хранящихся в муниципальных архивах. Важно заметить, что выполнение намеченных объемов страхового копирования, а значит выполнение федеральных показателей, было под угрозой срыва по причине серьезных поломок изношенного микрофильмирующего оборудования в Центральном государственном архиве, которые временно удалось устранить благодаря усилиям директора архива Красильниковой Натальи Анатольевны. Замена данного оборудования предусмотрена отраслевым разделом нового программного документа и надеемся, что данная проблема также будет положительно разрешена при поддержке руководства республики.
В отчетный период снижение объема документов Архивного фонда республики, хранящихся в организациях сверх законодательно установленных сроков временного хранения, а также решение задач по качественному отбору документов в его состав и своевременному их упорядочению являлись ключевыми задачами развития архивного дела в республике. На постоянное хранение принято более тридцати пяти тысячи дел управленческих документов от семисот пятидесяти организаций различных форм собственности. Значительные документальные комплексы по фондам Администрации Главы и Правительства республики, Министерства имущественных отношений, Министерства социальной защиты населения, предприятий «Ижмаш», «Буммаш», «Удмуртнефть», «Удмуртгаз» и других организаций поступили в Центральный государственный архив, а также в муниципальные архивы городов Воткинска, Глазова, Ижевска, Можги и Сарапула, Балезинского, Воткинского, Глазовского, Завьяловского, Игринского, Кизнерского, Селтинского, Шарканского, Якшур-Бодьинского и Ярского районов. Осуществлен прием на хранение научно-технической документации, аудиовизуальных документов как на традиционных, так и на электронных носителях. В рамках сотрудничества с личными фондодержателями принято свыше двух с половиной тысячи единиц хранения документов личного происхождения от известных в республике и муниципальных образованиях граждан. В этом направлении вновь приходится констатировать (а вероятно уже и начать применять административные меры воздействия), что наши предупреждения о недопущении приема документов, относящихся к федеральной собственности, в муниципальные архивы некоторые начальники архивных отделов не воспринимают.
Кстати, в части повышения качественного состава Архивного фонда лучше следует обратить внимание, уже ставшим традиционным источником поступления информационно насыщенных аудиовизуальных документов - проведению инициативного документирования важных мероприятий и событий, происходящих в Удмуртии. На муниципальном уровне это направление медленно, но получает развитие. В большей степени его тормозит недостаточная штатная численность в муниципальных архивах. По итогам прошедшего года в Архивном фонде Удмуртии сохранится аудиовизуальная документация о ста шести мероприятиях, организованных органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями и партиями. Напомню лишь о небольшой части: Эстафета Олимпийского огня в Ижевске, Торжественное открытие Года культуры, митинги солидарности с жителями Украины и в поддержку итогов референдума в Крыму, Республиканский национальный праздник татарского и башкирского народов «Сабантуй», Научно-практическая конференция «Гердовские чтения» с вручением Всеудмуртской национальной премии имени Кузебая Герда.
Специалистами Центра документации в рамках цикла «О времени и о себе» проведена видеозапись воспоминаний отличника профессионально-технического образования России Вахрина Василия Никитьевича; заслуженного деятеля науки республики Пономарева Карла Александровича; членов Удмуртской общественной организации «Ассоциация жертв политических репрессий» Андреевой Надежды Ефимовны, Красильникова Юрия Петровича, Малиновского Георгия Алексеевича.
В течение года принято более двенадцати тысяч дел по личному составу от ста тридцати ликвидированных, в том числе по причине банкротства, организаций. Наибольшие комплексы документов по личному составу поступили в Государственный архив социально-правовых документов, муниципальные архивы городов Глазова, Ижевска, Можги, Каракулинского, Селтинского и Увинского районов. Хочу предостеречь муниципальных архивистов, а также представителей администраций от принятия решений о необоснованном приеме документов по личному составу действующих организаций, которое влечет увеличение загруженности сотрудников, поскольку, как правило, пропорционально ваша штатная численность не растет.
Несмотря на незначительный кадровый состав архивов при их методической, а в большей степени практической помощи, организациями упорядочено сто двадцать две тысячи дел постоянного хранения и по личному составу, внедрены в работу более девятисот документов, регулирующих работы по делопроизводству и архивному делу в организациях. Осуществлялась реализация Указа Главы республики от 09.10.2014 № 327 «О формировании исполнительных органов государственной власти» в части координации работы по сохранности документов органов власти. В целях повышения квалификации сотрудников архивов организаций проведено сто тридцать три обучающих семинара, дано более восьми тысяч консультаций. На развитие «электронного правительства» была нацелена реализация Указа Главы республики от 17.07.2014 № 230 «Об организации межведомственного обмена официальными документами в электронной форме», в рамках которой проведен семинар для представителей органов власти, происходило согласование соответствующих нормативно-методических документов и решение вопросов сохранения и использования документной информации в делопроизводстве организаций. Его дальнейшее исполнение также потребует определенных усилий архивистов в текущем году. Активно происходила оптимизация источников комплектования, исключено сто сорок федеральных и ликвидированных организаций.
Состоялись все запланированные мероприятия по региональному государственному контролю в области архивного дела в отношении тридцати семи организаций. Как вы понимаете - это количество мизерно (всего два процента от общего количества источников комплектования государственных и муниципальных архивов). Проблемы и возможные нарушения нормативных требований по обеспечению сохранности документов в организациях муниципального уровня остаются практически без контроля в силу низкой штатной численности Комитета, единственного органа власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере архивного дела в Удмуртии. Не способствует предупреждению нарушений в нашей сфере деятельности отсутствие контрольных функций в органах местного самоуправления. Муниципальными архивами в рамках взаимодействия с организациями проведено более трехсот семидесяти обследований состояния их архивов (или семнадцать процентов организаций), которые позволяют только лишь непосредственно оценить уровень сохранности архивных документов. Конструктивное взаимодействие Комитета по делам архивов и Комитета по делам ЗАГС при Правительстве республики позволило провести комплексное обследование состояния архивов органов ЗАГС в Удмуртии, результаты которого положительно оценены Коллегией Комитета.
Безусловно, важное значение имеет деятельность коллегиальных, экспертно-методических и научных органов Комитета в решении насущных задач развития архивного дела в республике. Коллегией Комитета были рассмотрены вопросы внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий в государственных архивах; организации предоставления услуг в области архивного дела; состояния организации охраны архивных учреждений и другие. Основные методические вопросы формирования Архивного фонда, информатизации отрасли, публикаторской деятельности решены Межведомственной экспертно-проверочной методической комиссией, Научным советом и Комиссией по внедрению автоматизированных архивных технологий.
Имелись случаи возврата ЭПМК Комитета по делам архивов на доработку документов, подготовленных с нарушением административного регламента и основных правил работы ведомственных архивов. Больше всего материалов возвращено муниципальным архивам Ярского, Увинского и Можгинского районов. Не отправлялись на доработку материалы, представленные Центром документации, Государственным архивом социально-правовых документов, муниципальными архивами Завьяловского и Игринского районов. Более подробно об итогах работы коллегиальных органов Комитета можно узнать в обзорах, опубликованных на официальном сайте «Архивная служба Удмуртии».
В соответствии с Указом Главы Удмуртии от 24.04.2014 № 152 «Об общественных советах при исполнительных органах государственной власти УР» сформирован новый состав Общественного совета при Комитете. Руководителем избрана Коробейникова Надежда Кузьминична, в него вошли представители СМИ, науки и общественных организаций. Советом проведена экспертиза проекта отраслевого раздела новой Программы социально-экономического развития Удмуртии и рассмотрен ряд других важных вопросов развития архивного дела.
В определенной степени выполнение мероприятий в сфере информатизации и создания эффективной системы справочно-поисковых средств к архивным фондам, закрепленных документами стратегического планирования, в том числе в сфере развития информационного общества в Удмуртии, ориентировано на повышение качества предоставления услуг, переводу их в электронный вид и формированию востребованного пользователями электронного информационного ресурса. Все архивы обеспечены возможностью использования интернет-ресурса. Несмотря на существенное обновление компьютерной техники в две тысячи тринадцатом году, по-прежнему каждый пятый компьютер в архивах выработал двойной ресурс и не соответствует современным требованиям для работы с базами данных и оцифрованными документами.
В целях подготовки путеводителей по фондам архивов в автоматизированном режиме проводилось составление исторических справок к фондам, вносимых в общеотраслевой программный комплекс «Архивный фонд». Доля таких фондов в этой базе данных составила семьдесят семь процентов. По итогам внесения сведений о ста пятидесяти восьми тысячах дел их удельный вес, включенных в этот программный комплекс, вырос до девяноста семи процентов, что является серьезным достижением архивистов Удмуртии. Кроме того, в региональные и внутриархивные тематические базы данных внесены сведения из более восьми тысячи дел. Теперь суммарный объем архивной информации в них достигает одного миллиона трехсот тысяч записей.
За прошедший год было переведено в электронный вид более одиннадцати тысяч дел. Оцифровывались документы наиболее значимых и востребованных фондов архивов, такие как Совет Министров республики, Александро-Невский собор Ижевска, а также коллекции аудиовизуальных документов и фонды личного происхождения. Доля документов, переведенных в электронную форму, достигла четырех целых трех десятых процента. Все активнее к проведению оцифровки архивных документов подключаются муниципальные архивы. Конечно, для значительного роста этого показателя также не хватает кадровых и технических ресурсов в архивных учреждениях. В Центре документации оцифровка проводится с использованием документного сканера, приобретенного более восьми лет назад и утратившего нормативную работоспособность, что приводит к некачественному сканированию, замятию и разрывам документов и может повлечь за собой необратимые физические повреждения. Это в принципе недопустимо и нарушает главное требование деятельности архивов – обеспечение сохранности документов. В текущем году при реализации программы «Развитие информационного общества» этому архиву будут выделены средства на приобретение нового сканера, а также приобретение жестких дисков для сервера, задействованного для работы общереспубликанской базы данных в режиме «Одного окна». Но проблема нехватки свободного дискового пространства, необходимого также для сохранения растущего оцифрованного массива документов, сохраняется. По нашим расчетам к концу года заполненность «электронных хранилищ» может составить около девяноста процентов.
Основу деятельности архивных органов и учреждений в части использования и публикации архивных документов составило информационное обеспечение мероприятий, посвященных столетию начала Первой мировой войны, двадцатилетию Конституции Удмуртской Республики, девяноста пятилетию со дня рождения выдающегося конструктора-оружейника Михаила Тимофеевича Калашникова, реализации правительственного Плана подготовки празднования семидесятой годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Издан архивный справочник «Центральный государственный архив Удмуртской Республики: Путеводитель по фондам и коллекциям документов личного происхождения». Особо стоит отметить архивистов города Глазова, которым одними из первых среди муниципальных архивов удалось издать Путеводитель по фондам личного происхождения. Совместно с Удмуртским институтом истории, языка и литературы УрО РАН издана монография «Удмуртский край в годы Первой мировой войны». Также во взаимодействии с Институтом шла работа по подготовке монографии «Удмуртская Республика: путь к Победе тысяча девятьсот сорок пятого года». Центром документации новейшей истории издано пятьсот экземпляров диска, являющегося иллюстративным приложением к этой монографии.
В течение года проведено семьсот пятьдесят одно информационное мероприятие, представленное выставками документов, телерадиопередачами и статьями, опубликованными в отраслевых изданиях и местных СМИ, информационными материалами, размещенными на сайте «Архивная служба Удмуртии» и сайтах муниципальных образований, конференциями, встречами с общественностью, школьными уроками и экскурсиями. Возросло количество обращений к нашему сайту. Отличительной особенностью его функционирования в отчетном году стало появление новых разделов и страниц, информирующих о предстоящих событиях федерального и республиканского масштабов. Созданы отдельные разделы, посвященные семидесятилетию Победы и двадцатилетию Конституции Удмуртии. Претерпели изменения разделы сайта «Интернет-приемная» и «Государственные услуги и функции». Важным в развитии нашего сайта явилось его перемещение с хостинг-площадки коммерческой структуры на собственную серверную площадку, что позволяет эффективнее интегрировать сайт с архивными базами данных. Всего к ретроспективной информации обратилось сто двадцать две тысячи пользователей, из которых почти шестьдесят пять тысяч (50 %)- посредством обращения к сайту «Архивная служба Удмуртии».
Особенно ценно в направлении использования документов активное сотрудничество с Удмуртским республиканским отделением Российского общества историков-архивистов. Прорывом можно назвать мероприятия, состоявшиеся в рамках международного сотрудничества. Сотрудники архивной службы Удмуртии приняли участие во встрече российских и белорусских архивистов и совместном заседании коллегий архивных служб России и Белоруссии в городе Нижний Новгород, а также в работе двадцать первой Международной научно-практической конференции «Документация в информационном обществе: нормативно-методическое обеспечение управления документами» и Международного обучающего семинара по проблемам комплектования государственных архивов электронными документами в городе Москва. Сотрудник Комитета прошел обучение в восьмой Осенней Архивной Школе Международного Института Архивоведения в Италии.
Социально важным аспектом работы остается исполнение запросов граждан и организаций. Стабильно функционирует система их приема в режиме «Одного окна». Исполнено свыше сорока девяти тысяч запросов; треть из них исполнена в рамках электронного взаимодействия с учреждениями Пенсионного фонда России. Развивается сотрудничество с многофункциональными центрами предоставления услуг. В режиме видеоонлайн проведена учеба с представителями МФЦ о порядке оказания архивных услуг. Обращаю внимание архивистов, что при поступлении запросов, требующих заверения архивных справок апостилем, следует запрашивать у заявителей письменные подтверждения необходимости проставления апостиля.
Продолжалась отработка технического процесса оказания в электронном виде на федеральном портале услуги по согласованию нормативно-методических документов по деятельности архивов и служб делопроизводства организаций. Наблюдается рост количества обращений за услугами посредством федерального и республиканского порталов услуг. Принятие мер по увеличению доли граждан, использующих этот механизм получения услуг, становится одной из приоритетных задач архивной отрасли ближайшего пятилетия. Традиционно проводились мероприятия, нацеленные на повышение квалификационного уровня сотрудников архивов и улучшение нормативно-методической обеспеченности проведения архивных работ. Положительно, что напряженный труд архивистов отмечен федеральными и республиканскими, в том числе отраслевыми, наградами.
В заключении хочу выразить уверенность, что актуальные задачи, стоящие перед архивной службой в 2015 году, будут успешно решены, и активное участие в их реализации примет каждый сотрудник отрасли.