Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Aa Aa
слабовидящим
Отследить запрос
Номер запроса расположен под штрихкодом на карточке регистрации и учёта исполнения запроса штрих-код
Полезная информация
версия для печати

О финансовом обеспечении отдельных государственных полномочий в области архивного дела и расходовании субвенций, выделенных на их исполнение

Выступления руководителя

Выступление на семинаре-совещании глав муниципальных районов и городских округов, глав администраций муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике

Среди факторов, оказывающих существенное влияние на процесс комплектования архивных учреждений и дальнейшую работу с архивными документами в наше время, можно назвать вопросы собственности и разграничения полномочий органов власти разного уровня в отношении них. На сегодняшний день данные вопросы достаточно четко определены федеральным и республиканским законодательством. Для урегулирования взаимоотношений между органами власти республики и органами местного самоуправления в области архивного дела был принят Закон Удмуртской Республики от 29 декабря 2005 года № 82-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики в области архивного дела», определивший перечень передаваемых полномочий, перечень органов местного самоуправления, которым они передавались. В нем однозначно закреплено право органов местного самоуправления получать субвенции из бюджета Удмуртской Республики для осуществления переданных государственных полномочий. Напомню, методика расчета субвенций предусмотрена в Законе Удмуртской Республики от 21 ноября 2006 года № 52-РЗ «О регулировании межбюджетных отношений в Удмуртской Республике».

В 2008 году мы полностью завершили процесс разграничения собственности на уже хранящиеся в муниципальных архивах документы, о чем составили и подписали соответствующие акты. Ежегодно ведется учет вновь принимаемых на постоянное хранение документов республиканской собственности. На сегодняшний день на хранении в муниципальных архивах республики сосредоточено 637,5 тыс. дел, отнесенных к собственности Удмуртской Республики, что составляет 47% от общего количества дел.

Республикой обязанности по финансовому обеспечению переданных государственных полномочий все это время выполнялись своевременно и в полном объеме. Предоставление и распределение (перечисление) субвенций производилось и проводится ежемесячно на основании бюджетных заявок, представляемых органами местного самоуправления, своевременно доводятся предельные объемы финансирования на месяц.

Всего за 5 лет, начиная с 2007 года, из бюджета Удмуртской Республики муниципальным образованиям в виде субвенций были переданы финансовые средства в объеме свыше 103,5 млн. руб. В 2011 году Законом Удмуртской Республики суммы субвенций на исполнение отдельных государственных полномочий УР увеличены городу Можге, Алнашскому, Киясовскому, Малопургинскому, Сюмсинскому и Юкаменскому районам.

В 2012 году запланировано перечислить субвенции в объеме 28 млн. 669 тыс.руб.

Согласно Положению о порядке расходования субвенций, утвержденному Постановлением Правительств УР от 27 мая 2007 года № 75, расходы должны финансироваться по экономическим статьям бюджетной классификации из республиканского и муниципального бюджетов пропорционально количеству документов собственности Удмуртской Республики, хранящихся в архиве.

Эти пропорции, за весь период выделения субвенций, выдерживались органами местного самоуправления 11 муниципальных образований: городов Воткинска, Глазова, Балезинского, Воткинского, Глазовского, Дебесского, Камбарского, Киясовского, Красногорского, Малопургинского, Сюмсинского муниципальных районов.

Направленные на развитие муниципальных архивов финансовые средства позволили существенно активизировать решение вопросов обновления и укрепления имеющейся материально-технической базы. Начиная с 2007 года в новые помещения переехали муниципальные архивы города Можги, Вавожского, Игринского, Кизнерского, Киясовского, Увинского, Юкаменского районов. Дополнительные помещения выделялись в 8 муниципальных образованиях. Наконец-то, новое помещение выделено в Селтинском районе. В ряде муниципальных архивов, например городов Ижевска, Глазова, Воткинска, Сарапула, Воткинского, Игринского и других районов проводился ремонт помещений и систем жизнеобеспечения. Уделялось внимание обеспечению безопасности в архивах, в том числе проводилась установка или замена пожарной и охранной сигнализации, монтаж систем пожаротушения, замена или укрепление дверных и оконных блоков, установка распашных решеток или рольставней. За 5 лет протяженность архивных полок увеличилась почти на 7,5 тыс. погонных метров. Существенно обновился и пополнился парк компьютерной и орг.техники, приобретено и установлено лицензионное программное обеспечение. По состоянию на 1 января текущего года общее количество компьютерной техники в муниципальных архивах составляет 148 комплектов или 1,2 компьютера на каждого специалиста.

Вместе с тем, несмотря на весьма позитивные сдвиги в развитии архивного дела в муниципальных образованиях, необходимо отметить существующие проблемы.

Анализ структуры расходов на содержание муниципальных архивов за 2007 – 2011 годы показал, что в ряде муниципальных образований субвенции расходовались с нарушением действующих норм. Например, только в 2011 году в в (8) городах Можге, Сарапуле, Алнашском, Завьяловском, Игринском, Каракулинском, Можгинском, Увинском районах расходы на оплату труда и начисления на неё из средств субвенций существенно превышали долю хранящихся документов республиканской собственности.

Финансовое обеспечение текущей деятельности муниципальных архивов, за исключением зарплаты, производилось в полном объеме за счет субвенций из бюджета УР в городах Воткинске, Глазове, Ижевске, Алнашском, Вавожском, Воткинском, Граховском, Камбарском, Каракулинском, Красногорском, Сюмсинском, Юкаменском и Ярском районах.

Несмотря на то, что направление средств субвенций на приобретение основных средств не предусмотрено Положением о порядке расходования субвенций, расходы по статье 310 регулярно осуществляют 18 МО города Воткинск, Глазов, Ижевск, Можга, Сарапул, Воткинский, Камбарский, Кезский, Кизнерский, Киясовский, Красногорский, Малопургинский, Можгинский, Селтинский, Шарканский, Юкаменский, Якшур-Бодьинский и Ярский районы.

При расчете субвенций на 2011 год, в соответствии с представленной сметой и локальным сметным расчетом, были учтены средства в сумме 1294,2 тыс.руб. на осуществление текущего ремонта в г. Можге, фактически работы не проводились, расходы по данной статье не производились, а значит, плановые обязательства Администрацией города выполнены не были и выделенные средства необоснованно направлены на другие цели.

И о главной проблеме - постоянно допускающихся нарушениях пропорций расходования средств муниципального и республиканского бюджетов на содержание муниципальных архивов. Если за 2007 год такие нарушения допустили 5 муниципальных образований, то в 2010 году таких было уже 17, а в 2011 году – 11.

В 2010 году кассовые расходы за счет средств бюджета УР по всем бюджетам муниципальных образований составили 24 млн. 726 тыс.руб., что на 2 млн. 900 тыс.руб. превышает норматив расходования средств, установленный Постановлением №75; в 2011 году кассовые расходы бюджета УР составили 26 млн. 118 тыс.руб. и уже на 5 млн. 625 тыс.руб. превысили норматив расходования средств, что, по мнению Государственного контрольного комитета УР, проводившего проверку полноты поступления и фактического использования субвенций, следует считать сверхнормативными (избыточными) расходами бюджета УР.

Пять лет подряд, с самого начала финансового обеспечения переданных государственных полномочий, пропорциональное расходование средств нарушалось в Кезском, Селтинском и Увинском районах, четыре года – в Каракулинском, Можгинском, Сарапульском и Якшур-Бодьинском районах, то есть тут уже следует говорить о системности нарушений Постановления Правительства республики. Наиболее значительные отклонения от норм расходования субвенций допускаются в городах Можге, Сарапуле, Алнашском, Каракулинском, Увинском районах. При этом, в соответствии с Постановлением №75, органы местного самоуправления несут ответственность за соблюдение установленного порядка расходования субвенций.

Хочется напомнить, что только полное исполнение норм закона всеми без исключения органами, организациями и гражданами позволит нашему государству, в конце концов, стать правовым.


Председатель Комитета по делам архивов
при Правительстве Удмуртской Республики
15.03.2012
Н.В. Тойкина