Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Aa Aa
слабовидящим
Отследить запрос
Номер запроса расположен под штрихкодом на карточке регистрации и учёта исполнения запроса штрих-код
Полезная информация
версия для печати

«О реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» органами управления архивным делом в отношении архивных учреждений в Приволжском федеральном округе»

Выступления руководителя


Издание Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» явилось важным этапом совершенствования системы социальной защищенности граждан и поставило перед властными структурами субъектов РФ серьезные задачи по разработке нормативных правовых актов, предусматривающих реализацию мер по поэтапному повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, в том числе работников культуры.

Как показали результаты анкетирования органов управления архивным делом Приволжского федерального округа, региональные власти по разному подошли к реализации вышеназванного Указа. Так, в Нижегородской области, Республике Башкортостан, Чувашской Республике приняты распорядительные документы о мерах по повышению (поэтапному повышению) оплаты труда работников государственных учреждений. В Оренбургской, Ульяновской областях, Республике Мордовия утверждены региональные программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда, в Удмуртской Республике - порядок реализации программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда.

В тоже время в Кировской, Пензенской, Самарской областях, Республике Татарстан принятые в рамках реализации Указа на уровне субъекта документы не учитывают повышение заработной платы работников архивных учреждений. И это, несмотря на то, что приказом Федеральной службы государственной статистики от 30 октября 2012 г. № 574 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения численности и оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации…» архивы отнесены к учреждениям культуры.

В соответствии с пунктом 1 Плана мероприятий программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р планы поэтапного повышения оплаты труда работникам архивных учреждений («дорожные карты») утверждены региональными правительствами в семи субъектах ПФО. В Пензенской области «дорожная карта» утверждена директором областного архива и согласована с Управлением культуры и архива Пензенской области. Следует отметить, что при разработке «дорожных карт» в ряде регионов архивы были включены в общую с учреждениями культуры «дорожную карту». В Удмуртии, например, общий План реализуют четыре ведомства: республиканские министерства культуры, печати и информации; по делам молодежи Удмуртской Республики, по физической культуре, спорту и туризму и Комитет по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики. Ряд регионов, например, Республики Мордовия, Башкортостан, Пензенская область пошли по пути создания собственной «дорожной карты». В Самарской области «дорожная карта» не составлялась, в связи с тем, что заработная плата архивистов практически находится на одном уровне со средней по региону. В Республике Татарстан архивисты не попали в план мероприятий, поскольку в Указе Президента РФ отсутствует прямое упоминание о работниках архивов.

Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики предполагает повышение оплаты труда на основании достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. На сегодняшний день система оплаты труда архивистов в регионах Приволжского федерального округа отличается многообразием. В большинстве регионов с 2007 года действует система оплаты труда, ориентированная на федеральную (Кировская, Оренбургская, Пензенская области, Республики Башкортостан, Татарстан, Удмуртская, Чувашская Республики).

В остальных регионах система оплаты труда с 2008 года была переориентирована на оплату труда по видам экономической деятельности, либо как, например, в Пермском крае, основана на методике формирования бюджета края. В большей части регионов округа в ходе реализации Указа Президента РФ действующая система оплаты труда не подвергалась изменениям. Исключение составляют Удмуртская Республика и Пермский край, в которых в систему оплаты труда работников государственных архивов были внесены частичные изменения. В перспективе предполагаются изменения систем оплаты труда архивистов Оренбургской и Пензенской областей.

Показатели (индикаторы), характеризующие эффективность мероприятий по совершенствованию оплаты труда работников архивных учреждений на 2013-2018 годы (линейки), показывают различную динамику повышения заработной платы, которая зависит по-видимому от экономических возможностей регионов. В тех субъектах Приволжского федерального округа, где «дорожные карты» не были приняты, заработная плата работников государственных архивов будет повышаться в рамках индексации оплаты труда работников бюджетной сферы (Кировская, Самарская области). В настоящее время лидерами по уровню заработной платы в округе являются Республика Башкортостан и Самарская область (средняя заработная плата архивистов составляет 20-21 тыс. руб.), наименьший уровень оплаты труда наблюдается в Республике Мордовия, Чувашской Республике и Ульяновской области (менее 11 тыс. руб.). В то же время стоит отметить, что в Чувашской Республике и Ульяновской области в 2014 году планируется достичь средней заработной платы в 14 тыс. руб., т.е. в будущем году предполагается «рывок» в увеличении средней заработной платы на 3 тыс. руб.

В соответствии с методическими рекомендациями по разработке планов мероприятий («дорожных карт») «Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры» органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленными письмом Минкультуры России от 30 января 2013 г. № 557-01-56/04-НМ, субъекты Российской Федерации могут самостоятельно определять дополнительные показатели для достижения установленных в субъекте ориентиров, соответствующих поставленным целям и задачам. Как показывает анализ, в принятых «дорожных картах» целевые показатели (индикаторы) развития архивной отрасли в каждом регионе различны. К основным можно отнести три показателя: увеличение доли документов государственных и муниципальных архивных учреждений, находящихся в нормативных условиях, увеличение доли описаний дел государственных архивов, включенных в электронные описи, иные информационно-поисковые системы и доступных пользователям, увеличения среднего числа пользователей архивной информацией на 10 тыс. человек населения.

В рамках совершенствования системы оплаты труда также предполагается разработка показателей эффективности деятельности архивных учреждений и их руководителей. В ряде регионов Приволжского федерального округа они уже разработаны, в ряде других - находятся в стадии разработки или утверждения. Стоит отметить, что Кировская, Оренбургская области, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Пермский край при разработке данных показателей использовали показатели, утвержденные приказом Росархива от 26.03.2013 № 22.

В целях реализации прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений во всех регионах округа организовано представление руководителями государственных архивов сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера по итогам 2012 года. В Республике Мордовия, Нижегородской, Кировской областях и Пермском крае с руководителями и работниками государственных архивов в связи с введением «эффективного контракта» заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам (новые трудовые договоры). В большинстве регионов данные документы находятся в стадии разработки и утверждения.

Механизм совершенствования системы оплаты труда также предполагает реорганизацию неэффективных учреждений, оптимизацию численности персонала учреждений, вывод непрофильных функций учреждения на аутсорсинг, сокращение избыточной численности административно-управленческого персонала. В качестве положительного момента следует отметить, что из двенадцати регионов, представивших нам информацию, ни в одном не планируется сокращение сети государственных архивных учреждений или сокращение штатной численности работников. Более того, в Республике Мордовия и Чувашской Республике удалось включить в план мероприятий увеличение штатной численности, в Мордовии на 30 ед. в 2015 году, в Чувашии на 9 шт. ед. в 2014 году. С другой стороны, необходимо констатировать, что в ряде регионов фактическая численность работников архивных учреждений превышает штатную.

В качестве негативных моментов реализации Указа Президента РФ отмечается следующее: в вышеуказанном документе не содержится прямого указания на работников архивных учреждений, что не позволяет в полной мере реализовать поэтапное повышение заработной платы до средней по региону в тех субъектах РФ, где на сегодняшний момент она равна средней по региону, создать механизм ее гарантированной индексации до 2018 года. К основным проблемам выполнения Указа также следует отнести нехватку, дефицит ресурсов бюджетных средств в регионах для реализации мероприятий по повышению заработной платы. В части субъектов РФ не реализованы планы поэтапного повышения заработной платы из-за опасения слияния с учреждениями культуры. Архивные органы большинства регионов Приволжского федерального округа являются самостоятельными ведомствами. Отнесение работников архивных учреждений к работникам культуры, пусть даже в целях повышения заработной платы, может стимулировать неблагоприятные последствия изменения структуры, подчиненности, потери самостоятельности и отнесения к системе учреждений культуры. Существуют определенные опасения и возможной оптимизации сети архивных учреждений, сокращения численности работников. Отсутствует единообразие показателей оценки эффективности архивных учреждений, в то время как их деятельность во всех регионах округа практически идентичны.

В заключении следует отметить, что в перспективе не составляют сомнений позитивные итоги реализации Указа Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Органы управления архивным делом в Приволжском федеральном округе рассчитывают на улучшение кадровой ситуации в архивных учреждениях, привлечение в отрасль специалистов с профильным образованием, стимулирование роста производительности труда архивистов, повышение их ответственности за результаты своего труда.

Председатель Комитета по делам
архивов при Правительстве
Удмуртской Республики 
Н.В. Тойкина