версия для печати
Корепанов Герман Афанасьевич. Наталь. Опера. Либретто А.Н. Симонова по повести Ф.Г. Кедрова «Катя». Оркестровая партитура
Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Удмуртской Республики
Лист учета и описания уникального документа
1. Учетные и описательные характеристики.
Регистрационный номер: 25
Дата включения документа в ГР УР: 26.04.2019
Название (заголовок) документа: Корепанов Герман Афанасьевич. Наталь. Опера. Либретто А.Н. Симонова по повести Ф.Г. Кедрова «Катя». Оркестровая партитура
Самоназвание документа: Г. Корепанов. «Наталь». Опера в 3-х действиях
Вид документа: оркестровая партитура
Автор документа: композитор Корепанов Герман Афанасьевич
Дата (время создания) документа: 1960
Век: 20
Ориентировочная дата: -
Язык документа: русский
Аннотация:
Оркестровая партитура первой удмуртской оперы «Наталь» композитора Корепанова Германа Афанасьевича. Авторизированная рукопись. Подлинник.
Документ является единственным документом в составе Архивного фонда Удмуртской Республики, отражающим процесс музыкального творчества композитора Г.А. Корепанова по созданию первой национальной оперы.
Корепанов Герман Афанасьевич [30.07.1924, село Селты Вотской автономной области – 13.04.1985, Ижевск] – удмуртский композитор, артист, дирижер, заслуженный деятель искусств УАССР (1957) и РСФСР (1958), член Союза композиторов СССР (1961) и УАССР (1973), лауреат Государственной премии УАССР (1967); основоположник удмуртской академической музыки: автор первой удмуртской оперы «Наталь» и первой удмуртской симфонии (Симфония № 1); основатель удмуртской камерно-инструментальной и камерно-вокальной музыки, первых удмуртских кантат и концертно-хоровых сочинений, удмуртской массовой песни и её основных жанровых типов, зачинатель удмуртского романса. Награжден орденами Ленина (1971), Отечественной войны II степени, «Знак Почета» (1967), медалью «За Победу над Японией» и др.
В школьные годы Г.А. Корепанов любил сочинять стихи, рассказы, повести, увлекался музыкой, занимался игрой на фортепиано.
В 1942 г. после окончания средней школы № 24 г. Ижевска был призван в армию и зачислен курсантом в Ленинградское Краснознаменное артиллерийско-техническое училище, находившееся в Ижевске. В апреле
1943 г. направлен для прохождения службы на Дальний Восток, служил артиллерийским техником, затем – начальником оружейно-артиллерийской мастерской. В августе 1945 г. участвовал в войне с Японией, награжден медалью «За победу над Японией». С сентября 1945 г. по январь 1947 г. служил в Северной Корее, с 1946 г. был капельмейстером полкового духового оркестра. Во время службы вел литературный дневник, в свободное время играл на мандолине, написал поэму о военной службе, сочинил 10 музыкальных произведений для духового оркестра.
После демобилизации в 1947–1949 гг. учился в Ижевском музыкальном училище на дирижерско-хоровом отделении. Одновременно работал артистом (с мая 1947 г.), хормейстером хора Удмуртского радио (1948–1952 гг.). В
1949 г. поступил в Казанскую государственную консерваторию на теоретико-композиторский факультет (класс композиции Г.И. Литинского). В 1953–
1954 гг. работал художественным руководителем ансамбля песни и танца Удмуртской АССР и Удмуртской государственной филармонии. В 1974–
1976-е гг. вновь работал хормейстером хора Удмуртского радио и телевидения.
Композиторская деятельность Г.А. Корепанова началась в 1947 г. в качестве композитора-песенника. С 1954 г. он целиком посвятил себя композиторской деятельности. Им были созданы и представлены публике первые национальные образцы в жанрах оперы («Наталь», 1961), симфонии («Симфония № 1», 1964), концерта («Концерт для скрипки с оркестром», 1953), сонаты («Соната для фортепиано», 1968). Ему принадлежат первые в удмуртской музыке образцы инструментальных миниатюр («Весенняя сюита», 1953). Он является родоначальником удмуртского романса («На холмах Грузии», «Лысву», «Сяськаос»). Г.А. Корепанов внес значительный вклад в развитие хоровой музыки в Удмуртии – создал многочисленные вокально-симфонические и хоровые произведения. Наиболее известные – кантаты «Вордскем лудъёс» («Родные поля»), «Асьмелэн егит дырмы» («Наша молодость»), «Октябрьлэн шундыез» («Солнце Октября») и хоровые песни без сопровождения «Осенняя песня» и «Слава тебе, солдат!». В жанре удмуртской массовой песни сочинил более 200 произведений, наиболее известные из которых – «Мон тодам ваисько» («Я вспоминаю тебя», слова Ашальчи Оки), «Зарни нянь» («Золотой хлеб», слова А. Лужанина), «Удмуртия» (слова И. Токарева), «Зарни сизьыл» («Золотая осень», слова С. Широбокова), «Мы – железный народ» (слова О. Поскребышева), «Родной Кам шурмы» (Родная Кама-река). Мелодия песни «Родной Кам шурмы» положена в основу Государственного гимна Удмуртской Республики в обработке и инструментовке сына композитора – Александра Германовича Корепанова. Впервые в истории удмуртской музыки Г.А. Корепанов создал произведения для детей – фортепианные пьесы, песни и хоры. Написал музыку к драматическим спектаклям: пьесам В. Садовникова («Волшебная борода», «Волнуется синее море», «На крутом берегу»),
Л. Перевощикова («Дорога победы»), Е. Загребина («Весенний дождь»). Был автором десятков рассказов, очерков, статей и обзоров как литературно-художественных, так и посвященных самым разным аспектам развития удмуртской культуры и музыки.
В 1957 г. Г.А. Корепанову присвоено звание заслуженный деятель искусств УАССР, в 1958 г. – заслуженный деятель искусств РСФСР. В 1961 г. принят в Союз Композиторов СССР, в период 1962–1973 гг. являлся членом Правления Союза Композиторов РСФСР. С 1958 г. был председателем оргкомитета, позднее – первый председатель Удмуртского отделения Всероссийского хорового общества, в 1960–1973 гг. – председатель художественного совета Министерства культуры УАССР. Неоднократно назначался членом комиссии по республиканским премиям в области литературы и искусства, был членом коллегии, репертуарного совета, аттестационной и тарификационной комиссии Министерства культуры УАССР, членом правления общества «Знание», членом комиссии по присуждению Государственных премий РСФСР им. М. Глинки. Вершинами композиторской деятельности Г.А. Корепанова стали первая удмуртская опера «Наталь» и Симфония № 1. Оба произведения получили высокую оценку музыкальной общественности. В 1967 г. за музыку оперы «Наталь», Симфонии № 1 и песенных произведений «Удмуртия», «Зарни нянь» («Золотой хлеб»), «Мы – железный народ» Г.А. Корепанову присуждена Государственная премия УАССР. За заслуги в области музыкального искусства он был награжден орденом «Знак Почета» (1967), орденом Ленина (1971). В 1972 г. ему присуждена премия Комсомола Удмуртии за цикл произведений для детского хора и пионерские песни. В 1970–1980-е гг. наиболее значительными произведениями композитора стали опера «Мятеж», премьера которой состоялась в апреле 1980 г. (создана совместно с сыном – молодым композитором Александром Германовичем Корепановым), и Симфония № 2 (1983). Г.А. Корепанов умер 13 апреля 1985 г. в Ижевске (Источники: предисловие к описи № 1 фонда личного происхождения
ГКУ «ЦГА УР» № Р-1724; Удмуртская Республика: Энциклопедия. – Ижевск, 2000. – С.420; Герман Афанасьевич Корепанов. URL: http://izhdshi1.ru/honor/ (дата обращения: 11.01.2019); Корепанов Герман Афанасьевич. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Корепанов,_Герман_Афанасьевич (дата обращения: 11.01.2019); Г. Корепанов. URL: http://finno-ugry.ru/educres/educenter_udsu/museum/music_culture/G_Korepanov (дата обращения: 11.01.2019); Корепанов Герман Афанасьевич. URL: http://vorshud.unatlib.ru/index.php/Корепанов_Герман_Афанасьевич (дата обращения: 11.01.2019)
Историческая справка: архивное дело поступило на хранение в 2017 г. Находится в составе архивного фонда личного происхождения № Р-1724 «Семья удмуртских композиторов: Корепанов Герман Афанасьевич (1924–1985 гг.) – заслуженный деятель искусств РСФСР и Удмуртской АССР, член Союза композиторов СССР; Корепанов Александр Германович (род. 1951 г.) – заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики, председатель Союза композиторов Удмуртской Республики»
Наличие драгоценных металлов и камней: -
Палеографические особенности: рукопись
Печати: Печати в деле № 1387 (Т.1) на лл. 1, 2, 170 об., 182 об., 190 об. и в деле № 1388 (Т.2) на лл. 1, 20, 171 имеется печать «Удмуртский государственный музыкально-драматический театр».
В деле № 1387 (Т.1) на лл. 3, 10, 190 и в деле № 1388 (Т.2) на лл. 1, 118 имеется печать «Библиотека муздрамтеатра УАССР»
Художественные особенности оформления документа: -
Опубликованность документа: -
Экспонирование: -
Собственность: государственная Удмуртской Республики
2. Место хранения документа
Место хранения документа: государственное казенное учреждение «Центральный государственный архив Удмуртской Республики» (ГКУ «ЦГА УР»)
Адрес места хранения документа: ул. Камбарская, 17, г. Ижевск, Удмуртская Республика, 426075
Архивный шифр: ГКУ «ЦГА УР». Ф.Р-1724. Оп.1. Д.1387 (Т.1), 1388 (Т.2)
3. Физическое состояние документа
Материальный носитель информации: нотная бумага
Размеры документы в деле № 1387 (Т.1) имеют размер: 25–26 × 33,7–36,5; само дело – 26,5 × 37,2 × 3,5.
Документы в деле № 1388 (Т.2) имеют размер: 26–27 × 34,4–39,7; само дело – 28 × 41,7 × 4
Объем документа: 372 л. Находится в 2-х делах объемом 190 л. (дело № 1387) и
182 л. (дело № 1388)
Физическое состояние документа: удовлетворительное
В деле № 1387 (Т.1) на лл. 12, 13, 22, 30 имеются небольшие порывы;
на лл. 141–141 об., 156–157, 166 об.–167, 170–170 об., 172 об., 177, 181 об.–182, 183 об.–184, 188–188 об. – водные разводы; на лл. 28 об., 36 об., 64 об.–65, 80, 100, 110 об., 145, 146 об., 161 об.–163, 169, 176 об. – незначительные чернильные пятна; на лл. 48–48 об. – маленькое прожженное пятно.
В деле № 1388 (Т.2) на лл. 1, 2, 10, 124 имеются небольшие порывы;
на лл.26–26 об., 160–160 об. – сквозные дырочки; на лл. 3–6 об., 13 об.–14, 29 об., 30, 32 об.–33, 38 об.–39, 42, 44 об.–45, 51–52, 56, 58 об.–59, 60 об.–61, 63 об.–64, 70, 76 об.–78 об., 82, 92 об., 94, 105 об.–112, 140 об.–141, 152 об.–161 об., 163 об.–166, 173 об., 177 об.–181 об. – водные разводы; на лл. 9, 16 об., 39, 60 об.–61, 91 об., 121 об.–122, 147, 158, 165, 172 об.–174 – незначительные чернильные пятна; на лл. 134 об., 152 об. – части листов, наклеены поверх основных листов; на лл. 182–182 об. – жирное пятно.
Реставрация документа: проведена в 2017 г. специалистами отдела обеспечения сохранности документов ГКУ «ЦГА УР» – укрепление переплета, реставрация части листов документа путем укрепления сторон микалентной и конденсаторной бумагой
4. Служебная информация
Кем представлен документ: ГКУ «ЦГА УР»
Протокол совещательного органа: протокол № 2 экспертно-методической комиссии ГКУ «ЦГА УР» от 08.02.2019
Протокол ЭПМК Комитета по делам архивов при Правительстве УР от 26.04.2019 № 4
1. Учетные и описательные характеристики.
Регистрационный номер: 25
Дата включения документа в ГР УР: 26.04.2019
Название (заголовок) документа: Корепанов Герман Афанасьевич. Наталь. Опера. Либретто А.Н. Симонова по повести Ф.Г. Кедрова «Катя». Оркестровая партитура
Самоназвание документа: Г. Корепанов. «Наталь». Опера в 3-х действиях
Вид документа: оркестровая партитура
Автор документа: композитор Корепанов Герман Афанасьевич
Дата (время создания) документа: 1960
Век: 20
Ориентировочная дата: -
Язык документа: русский
Аннотация:
Оркестровая партитура первой удмуртской оперы «Наталь» композитора Корепанова Германа Афанасьевича. Авторизированная рукопись. Подлинник.
Документ является единственным документом в составе Архивного фонда Удмуртской Республики, отражающим процесс музыкального творчества композитора Г.А. Корепанова по созданию первой национальной оперы.
Корепанов Герман Афанасьевич [30.07.1924, село Селты Вотской автономной области – 13.04.1985, Ижевск] – удмуртский композитор, артист, дирижер, заслуженный деятель искусств УАССР (1957) и РСФСР (1958), член Союза композиторов СССР (1961) и УАССР (1973), лауреат Государственной премии УАССР (1967); основоположник удмуртской академической музыки: автор первой удмуртской оперы «Наталь» и первой удмуртской симфонии (Симфония № 1); основатель удмуртской камерно-инструментальной и камерно-вокальной музыки, первых удмуртских кантат и концертно-хоровых сочинений, удмуртской массовой песни и её основных жанровых типов, зачинатель удмуртского романса. Награжден орденами Ленина (1971), Отечественной войны II степени, «Знак Почета» (1967), медалью «За Победу над Японией» и др.
В школьные годы Г.А. Корепанов любил сочинять стихи, рассказы, повести, увлекался музыкой, занимался игрой на фортепиано.
В 1942 г. после окончания средней школы № 24 г. Ижевска был призван в армию и зачислен курсантом в Ленинградское Краснознаменное артиллерийско-техническое училище, находившееся в Ижевске. В апреле
1943 г. направлен для прохождения службы на Дальний Восток, служил артиллерийским техником, затем – начальником оружейно-артиллерийской мастерской. В августе 1945 г. участвовал в войне с Японией, награжден медалью «За победу над Японией». С сентября 1945 г. по январь 1947 г. служил в Северной Корее, с 1946 г. был капельмейстером полкового духового оркестра. Во время службы вел литературный дневник, в свободное время играл на мандолине, написал поэму о военной службе, сочинил 10 музыкальных произведений для духового оркестра.
После демобилизации в 1947–1949 гг. учился в Ижевском музыкальном училище на дирижерско-хоровом отделении. Одновременно работал артистом (с мая 1947 г.), хормейстером хора Удмуртского радио (1948–1952 гг.). В
1949 г. поступил в Казанскую государственную консерваторию на теоретико-композиторский факультет (класс композиции Г.И. Литинского). В 1953–
1954 гг. работал художественным руководителем ансамбля песни и танца Удмуртской АССР и Удмуртской государственной филармонии. В 1974–
1976-е гг. вновь работал хормейстером хора Удмуртского радио и телевидения.
Композиторская деятельность Г.А. Корепанова началась в 1947 г. в качестве композитора-песенника. С 1954 г. он целиком посвятил себя композиторской деятельности. Им были созданы и представлены публике первые национальные образцы в жанрах оперы («Наталь», 1961), симфонии («Симфония № 1», 1964), концерта («Концерт для скрипки с оркестром», 1953), сонаты («Соната для фортепиано», 1968). Ему принадлежат первые в удмуртской музыке образцы инструментальных миниатюр («Весенняя сюита», 1953). Он является родоначальником удмуртского романса («На холмах Грузии», «Лысву», «Сяськаос»). Г.А. Корепанов внес значительный вклад в развитие хоровой музыки в Удмуртии – создал многочисленные вокально-симфонические и хоровые произведения. Наиболее известные – кантаты «Вордскем лудъёс» («Родные поля»), «Асьмелэн егит дырмы» («Наша молодость»), «Октябрьлэн шундыез» («Солнце Октября») и хоровые песни без сопровождения «Осенняя песня» и «Слава тебе, солдат!». В жанре удмуртской массовой песни сочинил более 200 произведений, наиболее известные из которых – «Мон тодам ваисько» («Я вспоминаю тебя», слова Ашальчи Оки), «Зарни нянь» («Золотой хлеб», слова А. Лужанина), «Удмуртия» (слова И. Токарева), «Зарни сизьыл» («Золотая осень», слова С. Широбокова), «Мы – железный народ» (слова О. Поскребышева), «Родной Кам шурмы» (Родная Кама-река). Мелодия песни «Родной Кам шурмы» положена в основу Государственного гимна Удмуртской Республики в обработке и инструментовке сына композитора – Александра Германовича Корепанова. Впервые в истории удмуртской музыки Г.А. Корепанов создал произведения для детей – фортепианные пьесы, песни и хоры. Написал музыку к драматическим спектаклям: пьесам В. Садовникова («Волшебная борода», «Волнуется синее море», «На крутом берегу»),
Л. Перевощикова («Дорога победы»), Е. Загребина («Весенний дождь»). Был автором десятков рассказов, очерков, статей и обзоров как литературно-художественных, так и посвященных самым разным аспектам развития удмуртской культуры и музыки.
В 1957 г. Г.А. Корепанову присвоено звание заслуженный деятель искусств УАССР, в 1958 г. – заслуженный деятель искусств РСФСР. В 1961 г. принят в Союз Композиторов СССР, в период 1962–1973 гг. являлся членом Правления Союза Композиторов РСФСР. С 1958 г. был председателем оргкомитета, позднее – первый председатель Удмуртского отделения Всероссийского хорового общества, в 1960–1973 гг. – председатель художественного совета Министерства культуры УАССР. Неоднократно назначался членом комиссии по республиканским премиям в области литературы и искусства, был членом коллегии, репертуарного совета, аттестационной и тарификационной комиссии Министерства культуры УАССР, членом правления общества «Знание», членом комиссии по присуждению Государственных премий РСФСР им. М. Глинки. Вершинами композиторской деятельности Г.А. Корепанова стали первая удмуртская опера «Наталь» и Симфония № 1. Оба произведения получили высокую оценку музыкальной общественности. В 1967 г. за музыку оперы «Наталь», Симфонии № 1 и песенных произведений «Удмуртия», «Зарни нянь» («Золотой хлеб»), «Мы – железный народ» Г.А. Корепанову присуждена Государственная премия УАССР. За заслуги в области музыкального искусства он был награжден орденом «Знак Почета» (1967), орденом Ленина (1971). В 1972 г. ему присуждена премия Комсомола Удмуртии за цикл произведений для детского хора и пионерские песни. В 1970–1980-е гг. наиболее значительными произведениями композитора стали опера «Мятеж», премьера которой состоялась в апреле 1980 г. (создана совместно с сыном – молодым композитором Александром Германовичем Корепановым), и Симфония № 2 (1983). Г.А. Корепанов умер 13 апреля 1985 г. в Ижевске (Источники: предисловие к описи № 1 фонда личного происхождения
ГКУ «ЦГА УР» № Р-1724; Удмуртская Республика: Энциклопедия. – Ижевск, 2000. – С.420; Герман Афанасьевич Корепанов. URL: http://izhdshi1.ru/honor/ (дата обращения: 11.01.2019); Корепанов Герман Афанасьевич. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Корепанов,_Герман_Афанасьевич (дата обращения: 11.01.2019); Г. Корепанов. URL: http://finno-ugry.ru/educres/educenter_udsu/museum/music_culture/G_Korepanov (дата обращения: 11.01.2019); Корепанов Герман Афанасьевич. URL: http://vorshud.unatlib.ru/index.php/Корепанов_Герман_Афанасьевич (дата обращения: 11.01.2019)
Историческая справка: архивное дело поступило на хранение в 2017 г. Находится в составе архивного фонда личного происхождения № Р-1724 «Семья удмуртских композиторов: Корепанов Герман Афанасьевич (1924–1985 гг.) – заслуженный деятель искусств РСФСР и Удмуртской АССР, член Союза композиторов СССР; Корепанов Александр Германович (род. 1951 г.) – заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики, председатель Союза композиторов Удмуртской Республики»
Наличие драгоценных металлов и камней: -
Палеографические особенности: рукопись
Печати: Печати в деле № 1387 (Т.1) на лл. 1, 2, 170 об., 182 об., 190 об. и в деле № 1388 (Т.2) на лл. 1, 20, 171 имеется печать «Удмуртский государственный музыкально-драматический театр».
В деле № 1387 (Т.1) на лл. 3, 10, 190 и в деле № 1388 (Т.2) на лл. 1, 118 имеется печать «Библиотека муздрамтеатра УАССР»
Художественные особенности оформления документа: -
Опубликованность документа: -
Экспонирование: -
Собственность: государственная Удмуртской Республики
2. Место хранения документа
Место хранения документа: государственное казенное учреждение «Центральный государственный архив Удмуртской Республики» (ГКУ «ЦГА УР»)
Адрес места хранения документа: ул. Камбарская, 17, г. Ижевск, Удмуртская Республика, 426075
Архивный шифр: ГКУ «ЦГА УР». Ф.Р-1724. Оп.1. Д.1387 (Т.1), 1388 (Т.2)
3. Физическое состояние документа
Материальный носитель информации: нотная бумага
Размеры документы в деле № 1387 (Т.1) имеют размер: 25–26 × 33,7–36,5; само дело – 26,5 × 37,2 × 3,5.
Документы в деле № 1388 (Т.2) имеют размер: 26–27 × 34,4–39,7; само дело – 28 × 41,7 × 4
Объем документа: 372 л. Находится в 2-х делах объемом 190 л. (дело № 1387) и
182 л. (дело № 1388)
Физическое состояние документа: удовлетворительное
В деле № 1387 (Т.1) на лл. 12, 13, 22, 30 имеются небольшие порывы;
на лл. 141–141 об., 156–157, 166 об.–167, 170–170 об., 172 об., 177, 181 об.–182, 183 об.–184, 188–188 об. – водные разводы; на лл. 28 об., 36 об., 64 об.–65, 80, 100, 110 об., 145, 146 об., 161 об.–163, 169, 176 об. – незначительные чернильные пятна; на лл. 48–48 об. – маленькое прожженное пятно.
В деле № 1388 (Т.2) на лл. 1, 2, 10, 124 имеются небольшие порывы;
на лл.26–26 об., 160–160 об. – сквозные дырочки; на лл. 3–6 об., 13 об.–14, 29 об., 30, 32 об.–33, 38 об.–39, 42, 44 об.–45, 51–52, 56, 58 об.–59, 60 об.–61, 63 об.–64, 70, 76 об.–78 об., 82, 92 об., 94, 105 об.–112, 140 об.–141, 152 об.–161 об., 163 об.–166, 173 об., 177 об.–181 об. – водные разводы; на лл. 9, 16 об., 39, 60 об.–61, 91 об., 121 об.–122, 147, 158, 165, 172 об.–174 – незначительные чернильные пятна; на лл. 134 об., 152 об. – части листов, наклеены поверх основных листов; на лл. 182–182 об. – жирное пятно.
Реставрация документа: проведена в 2017 г. специалистами отдела обеспечения сохранности документов ГКУ «ЦГА УР» – укрепление переплета, реставрация части листов документа путем укрепления сторон микалентной и конденсаторной бумагой
4. Служебная информация
Кем представлен документ: ГКУ «ЦГА УР»
Протокол совещательного органа: протокол № 2 экспертно-методической комиссии ГКУ «ЦГА УР» от 08.02.2019
Протокол ЭПМК Комитета по делам архивов при Правительстве УР от 26.04.2019 № 4