Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Aa Aa
слабовидящим
версия для печати

Корепанов Герман Афанасьевич. Наталь. Опера. Либретто А.Н. Симонова по повести Ф.Г. Кедрова «Катя». Оркестровая партитура

Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Удмуртской Республики
Лист учета и описания уникального документа

1. Учетные и описательные характеристики.

Регистрационный номер: 25 

Дата включения документа в ГР УР: 26.04.2019 

Название (заголовок) документа: Корепанов Герман Афанасьевич. Наталь. Опера. Либретто А.Н. Симонова по повести Ф.Г. Кедрова «Катя». Оркестровая партитура 

Самоназвание документа: Г. Корепанов. «Наталь». Опера в 3-х действиях

Вид документа: оркестровая партитура

Автор документа: композитор Корепанов Герман Афанасьевич

Дата (время создания) документа: 1960

Век: 20 

Ориентировочная дата: -

Язык документа: русский

Аннотация:
Оркестровая партитура первой удмуртской оперы «Наталь» композитора Корепанова Германа Афанасьевича. Авторизированная рукопись. Подлинник.

Документ является единственным документом в составе Архивного фонда Удмуртской Республики, отражающим процесс музыкального творчества композитора Г.А. Корепанова по созданию первой национальной оперы.

Корепанов Герман Афанасьевич [30.07.1924, село Селты Вотской автономной области – 13.04.1985, Ижевск] – удмуртский композитор, артист, дирижер, заслуженный деятель искусств УАССР (1957) и РСФСР (1958), член Союза композиторов СССР (1961) и УАССР (1973), лауреат Государственной премии УАССР (1967); основоположник удмуртской академической музыки: автор первой удмуртской оперы «Наталь» и первой удмуртской симфонии (Симфония № 1); основатель удмуртской камерно-инструментальной и камерно-вокальной музыки, первых удмуртских кантат и концертно-хоровых сочинений, удмуртской массовой песни и её основных жанровых типов, зачинатель удмуртского романса. Награжден орденами Ленина (1971), Отечественной войны II степени, «Знак Почета» (1967), медалью «За Победу над Японией» и др.

В школьные годы Г.А. Корепанов любил сочинять стихи, рассказы, повести, увлекался музыкой, занимался игрой на фортепиано.

В 1942 г. после окончания средней школы № 24 г. Ижевска был призван в армию и зачислен курсантом в Ленинградское Краснознаменное артиллерийско-техническое училище, находившееся в Ижевске. В апреле 

1943 г. направлен для прохождения службы на Дальний Восток, служил артиллерийским техником, затем – начальником оружейно-артиллерийской мастерской. В августе 1945 г. участвовал в войне с Японией, награжден медалью «За победу над Японией». С сентября 1945 г. по январь 1947 г. служил в Северной Корее, с 1946 г. был капельмейстером полкового духового оркестра. Во время службы вел литературный дневник, в свободное время играл на мандолине, написал поэму о военной службе, сочинил 10 музыкальных произведений для духового оркестра.

После демобилизации в 1947–1949 гг. учился в Ижевском музыкальном училище на дирижерско-хоровом отделении. Одновременно работал артистом (с мая 1947 г.), хормейстером хора Удмуртского радио (1948–1952 гг.). В 

1949 г. поступил в Казанскую государственную консерваторию на теоретико-композиторский факультет (класс композиции Г.И. Литинского). В 1953–

1954 гг. работал художественным руководителем ансамбля песни и танца Удмуртской АССР и Удмуртской государственной филармонии. В 1974–

1976-е гг. вновь работал хормейстером хора Удмуртского радио и телевидения.

Композиторская деятельность Г.А. Корепанова началась в 1947 г. в качестве композитора-песенника. С 1954 г. он целиком посвятил себя композиторской деятельности. Им были созданы и представлены публике первые национальные образцы в жанрах оперы («Наталь», 1961), симфонии («Симфония № 1», 1964), концерта («Концерт для скрипки с оркестром», 1953), сонаты («Соната для фортепиано», 1968). Ему принадлежат первые в удмуртской музыке образцы инструментальных миниатюр («Весенняя сюита», 1953). Он является родоначальником удмуртского романса («На холмах Грузии», «Лысву», «Сяськаос»). Г.А. Корепанов внес значительный вклад в развитие хоровой музыки в Удмуртии – создал многочисленные вокально-симфонические и хоровые произведения. Наиболее известные – кантаты «Вордскем лудъёс» («Родные поля»), «Асьмелэн егит дырмы» («Наша молодость»), «Октябрьлэн шундыез» («Солнце Октября») и хоровые песни без сопровождения «Осенняя песня» и «Слава тебе, солдат!». В жанре удмуртской массовой песни сочинил более 200 произведений, наиболее известные из которых – «Мон тодам ваисько» («Я вспоминаю тебя», слова Ашальчи Оки), «Зарни нянь» («Золотой хлеб», слова А. Лужанина), «Удмуртия» (слова И. Токарева), «Зарни сизьыл» («Золотая осень», слова С. Широбокова), «Мы – железный народ» (слова О. Поскребышева), «Родной Кам шурмы» (Родная Кама-река). Мелодия песни «Родной Кам шурмы» положена в основу Государственного гимна Удмуртской Республики в обработке и инструментовке сына композитора – Александра Германовича Корепанова. Впервые в истории удмуртской музыки Г.А. Корепанов создал произведения для детей – фортепианные пьесы, песни и хоры. Написал музыку к драматическим спектаклям: пьесам В. Садовникова («Волшебная борода», «Волнуется синее море», «На крутом берегу»), 

Л. Перевощикова («Дорога победы»), Е. Загребина («Весенний дождь»). Был автором десятков рассказов, очерков, статей и обзоров как литературно-художественных, так и посвященных самым разным аспектам развития удмуртской культуры и музыки.

В 1957 г. Г.А. Корепанову присвоено звание заслуженный деятель искусств УАССР, в 1958 г. – заслуженный деятель искусств РСФСР. В 1961 г. принят в Союз Композиторов СССР, в период 1962–1973 гг. являлся членом Правления Союза Композиторов РСФСР. С 1958 г. был председателем оргкомитета, позднее – первый председатель Удмуртского отделения Всероссийского хорового общества, в 1960–1973 гг. – председатель художественного совета Министерства культуры УАССР. Неоднократно назначался членом комиссии по республиканским премиям в области литературы и искусства, был членом коллегии, репертуарного совета, аттестационной и тарификационной комиссии Министерства культуры УАССР, членом правления общества «Знание», членом комиссии по присуждению Государственных премий РСФСР им. М. Глинки. Вершинами композиторской деятельности Г.А. Корепанова стали первая удмуртская опера «Наталь» и Симфония № 1. Оба произведения получили высокую оценку музыкальной общественности. В 1967 г. за музыку оперы «Наталь», Симфонии № 1 и песенных произведений «Удмуртия», «Зарни нянь» («Золотой хлеб»), «Мы – железный народ» Г.А. Корепанову присуждена Государственная премия УАССР. За заслуги в области музыкального искусства он был награжден орденом «Знак Почета» (1967), орденом Ленина (1971). В 1972 г. ему присуждена премия Комсомола Удмуртии за цикл произведений для детского хора и пионерские песни. В 1970–1980-е гг. наиболее значительными произведениями композитора стали опера «Мятеж», премьера которой состоялась в апреле 1980 г. (создана совместно с сыном – молодым композитором Александром Германовичем Корепановым), и Симфония № 2 (1983). Г.А. Корепанов умер 13 апреля 1985 г. в Ижевске (Источники: предисловие к описи № 1 фонда личного происхождения 

ГКУ «ЦГА УР» № Р-1724; Удмуртская Республика: Энциклопедия. – Ижевск, 2000. – С.420; Герман Афанасьевич Корепанов. URL: http://izhdshi1.ru/honor/ (дата обращения: 11.01.2019); Корепанов Герман Афанасьевич. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Корепанов,_Герман_Афанасьевич (дата обращения: 11.01.2019); Г. Корепанов. URL: http://finno-ugry.ru/educres/educenter_udsu/museum/music_culture/G_Korepanov (дата обращения: 11.01.2019); Корепанов Герман Афанасьевич. URL: http://vorshud.unatlib.ru/index.php/Корепанов_Герман_Афанасьевич (дата обращения: 11.01.2019)


Историческая справка: архивное дело поступило на хранение в 2017 г. Находится в составе архивного фонда личного происхождения № Р-1724 «Семья удмуртских композиторов: Корепанов Герман Афанасьевич (1924–1985 гг.) – заслуженный деятель искусств РСФСР и Удмуртской АССР, член Союза композиторов СССР; Корепанов Александр Германович (род. 1951 г.) – заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики, председатель Союза композиторов Удмуртской Республики»

Наличие драгоценных металлов и камней: -

Палеографические особенности: рукопись 

Печати: Печати в деле № 1387 (Т.1) на лл. 1, 2, 170 об., 182 об., 190 об. и в деле № 1388 (Т.2) на лл. 1, 20, 171 имеется печать «Удмуртский государственный музыкально-драматический театр».
В деле № 1387 (Т.1) на лл. 3, 10, 190 и в деле № 1388 (Т.2) на лл. 1, 118 имеется печать  «Библиотека муздрамтеатра УАССР»


Художественные особенности оформления документа: -

Опубликованность документа: -

Экспонирование: -

Собственность: государственная Удмуртской Республики


2. Место хранения документа

Место хранения документа: государственное казенное учреждение «Центральный государственный архив Удмуртской Республики» (ГКУ «ЦГА УР»)

Адрес места хранения документа: ул. Камбарская, 17, г. Ижевск, Удмуртская Республика, 426075 

Архивный шифр: ГКУ «ЦГА УР». Ф.Р-1724. Оп.1. Д.1387 (Т.1), 1388 (Т.2)

3. Физическое состояние документа


Материальный носитель информации: нотная бумага

Размеры документы в деле № 1387 (Т.1) имеют размер: 25–26 × 33,7–36,5; само дело – 26,5 × 37,2 × 3,5.
Документы в деле № 1388 (Т.2) имеют размер: 26–27 × 34,4–39,7; само дело – 28 × 41,7 × 4

Объем документа: 372 л.  Находится в 2-х делах объемом 190 л. (дело № 1387) и 
182 л. (дело № 1388)


Физическое состояние документа: удовлетворительное
В деле № 1387 (Т.1) на лл. 12, 13, 22, 30 имеются небольшие порывы; 

на лл. 141–141 об., 156–157, 166 об.–167, 170–170 об., 172 об., 177, 181 об.–182, 183 об.–184, 188–188 об. – водные разводы; на лл. 28 об., 36 об., 64 об.–65, 80, 100, 110 об., 145, 146 об., 161 об.–163, 169, 176 об. – незначительные чернильные пятна; на лл. 48–48 об. – маленькое прожженное пятно.

В деле № 1388 (Т.2) на лл. 1, 2, 10, 124 имеются небольшие порывы; 
на лл.26–26 об., 160–160 об. – сквозные дырочки; на лл. 3–6 об., 13 об.–14, 29 об., 30, 32 об.–33, 38 об.–39, 42, 44 об.–45, 51–52, 56, 58 об.–59, 60 об.–61, 63 об.–64, 70, 76 об.–78 об., 82, 92 об., 94, 105 об.–112, 140 об.–141, 152 об.–161 об., 163 об.–166, 173 об., 177 об.–181 об. – водные разводы; на лл. 9, 16 об., 39, 60 об.–61, 91 об., 121 об.–122, 147, 158, 165, 172 об.–174 – незначительные чернильные пятна; на лл. 134 об., 152 об. – части листов, наклеены поверх основных листов; на лл. 182–182 об. – жирное пятно.

Реставрация  документа: проведена в 2017 г. специалистами отдела обеспечения сохранности документов ГКУ «ЦГА УР» – укрепление переплета, реставрация части листов документа путем укрепления сторон микалентной и конденсаторной бумагой

4. Служебная информация

Кем представлен документ: ГКУ «ЦГА УР»

Протокол совещательного органа: протокол № 2 экспертно-методической комиссии ГКУ «ЦГА УР» от 08.02.2019

Протокол ЭПМК Комитета по делам архивов при Правительстве УР  от 26.04.2019 № 4