Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия

расширенный поиск

Из истории создания Союза композиторов Удмуртии


«…Песня сопровождала удмурта
всю жизнь от рождения до смерти.
Их складывали по разным поводам».
В.Е. Владыкин

13 марта 1973 г. произошло значимое для культурной жизни Удмуртии событие – был создан Союз композиторов Удмуртской АССР. К этому времени в республике уже существовали и плодотворно работали творческие союзы писателей (с 1934 г.), художников (с 1940 г.), архитекторов (с 1948 г.), журналистов (с 1959 г.). Следует отметить, что оформление большинства творческих объединений пришлось на 1930-1950 гг.

С вопросом о причинах столь позднего оформления Союза композиторов Удмуртии мы обратились к председателю Союза композиторов Удмуртии А.Г. Корепанову.

По словам Александра Германовича непростой процесс становления удмуртского Союза композиторов, растянувшийся на несколько десятилетий, был связан с тем, что, согласно Уставу Союза композиторов СССР, для образования регионального отделения необходимо было иметь в его составе не менее пяти членов Союза. К началу же 1950-х годов в республике членом Союза композиторов СССР был только Николай Максимович Греховодов – классик удмуртской музыки, один из основоположников профессионального музыкального искусства Удмуртии.

В 1938 г. Николай Максимович был приглашен на работу в Удмуртский научно-исследовательский институт социалистической культуры на должность старшего научного сотрудника по музыкальному фольклору. Во время фольклорных экспедиций по районам Удмуртии им было записано около 200 народных напевов[1].

В 1930-х годах, один за другим в г.Ижевске создавались очаги музыкальной культуры: филармония, Удмуртский драматический театр, музыкальное училище, детская музыкальная школа, Удмуртский ансамбль песни и пляски, хор Удмуртского комитета радиовещания[2]. Все это, безусловно, привело к бурному развитию театральной музыки, повышению общего уровня музыкальной культуры, положило начало процессу подготовке национальных музыкальных кадров[3].

На тот момент, Н.М. Греховодов – молодой, талантливый, образованный человек гармонично влился в процесс становления музыкальной культуры нашего края.

Крупнейшие театральные работы Н.М. Греховодова – музыкальная драма «Камит Усманов» по пьесе И. Гаврилова и первая национальная музыкальная комедия «Сюан» по пьесе В. Садовникова отличаются мелодическим богатством, развернутыми номерами (арии, ансамбли, хоры), включением сквозных музыкальных сцен[4].

Николай Максимович отличался незаурядным педагогическим чутьем, вёл плодотворную педагогическую работу в музыкальном училище и детской музыкальной школе. Его советами и консультациями пользовались 
Г.А. Корепанов, Г.М. Корепанов-Камский, Ю.Л. Толкач, многие другие удмуртские композиторы-любители.

Именно с именами удмуртских композиторов Г.А. Корепанова и 
Г.М. Корепанова-Камского связан новый этап в развитии удмуртской музыки, начавшийся в послевоенные годы, характеризующийся становлением инструментального творчества, дальнейшим развитием музыки связанной с театральными жанрами, пропорциональным развитием всех жанров от оперы и песни до симфонии, разнообразием стилей.

В 1961 г. членом Союза композиторов СССР становится Гepмaн Афанасьевич Корепанов – удмуртский композитор, классик национальной музыкальной культуры. Композитор, фактически не имеющий специального музыкального образования, благодаря своей невероятной трудоспособности, беззаветной преданности музыке и ярчайшему таланту, миновал все бюрократические препоны и стал первым удмуртским профессиональным композитором и членом Союза композиторов СССР.

С именем Германа Афанасьевича связаны первые образцы камерно-инструментальной миниатюры, вобравшие в себя фольклорные материалы («Весенняя сюита» для фортепьяно), создание первой национальной оперы «Наталь» (1961 г.) и Первой удмуртской симфонии (1964 г.) – вершин удмуртской профессиональной музыки[5].

Несомненно, настоящим творческим подвигом стало создание 
Г.А. Корепановым Первой удмуртской симфонии – монументального музыкального полотна, отображающего страшные годы сталинских репрессий. Симфония была записана Московским государственным симфоническим оркестром под управлением народной артистки СССР и Удмуртской АССР Вероники Дударовой для Государственного музыкального фонда СССР.

Таким образом, можно констатировать, что всю свою непростую, но невероятно интересную жизнь Герман Афанасьевич посвятил музыке, не боясь трудностей, он открывал все новые и новые горизонты в развитии профессиональной музыки нашего края.

Многогранная, яркая личность Германа Афанасьевича проявилась и в других направлениях деятельности: он был артистом и дирижёром хора Удмуртского радио, председателем хорового общества Удмуртии, членом правления Союза композиторов РСФСР, членом комиссии по присуждению Государственных премий РСФСР имени Глинки. Много внимания 
Г.А. Корепанов уделял работе с самодеятельными композиторами. Ему принадлежат многочисленные статьи и рецензии, отличающиеся глубиной мысли и литературным талантом.

В 1969 г. членом Союза композиторов СССР становится Геннадий Михайлович Корепанов-Камский – композитор, певец (тенор), педагог, музыкально-общественный деятель, с 1973 г. – председатель Союза композиторов Удмуртской АССР.

Г.М. Корепанов-Камский получил большую известность как певец-исполнитель своих собственных произведений и народных песен. Исполнительская деятельность Геннадия Михайловича была тесно связана с Удмуртским музыкально-драматическим театром, хором Удмуртского телевидения и радио.

Г.М. Корепанов-Камский – создатель первой удмуртской оперетты «Любушка» и первого удмуртского балета «Италмас» по поэтической легенде, положенной в основу поэмы классика удмуртской литературы 
М. Петрова. Позднее композитор создал оперу-балет «Чипчирган», историко-революционную оперу «Россиянка»[6].

Обширно и разнообразно песенное творчество Г.М. Корепанова-Камского. Песни-романсы, торжественные гимны, сатирические сценки, веселые плясовые – это целый мир, воплотивший разнообразнейшие грани национального характера, картины природы и быта Удмуртии[7].

Педагогическая деятельность Геннадия Михайловича связана с Ижевским музыкальным училищем, где он преподавал теоретические дисциплины и вокал, а с 1971 г. по 1976 г. являлся его директором.

Таким образом, в Удмуртии к началу 1970-х годов плодотворно работали три члена Союза композиторов СССР. Активно шел процесс формирования профессиональной музыкальной культуры. Наиболее важным элементом данного процесса являлось пропорциональное развитие всех музыкальных жанров от оперы и симфонии до песни на основе разнообразия стилей, с опорой на подготовку национальных кадров.

Процесс развития профессиональной музыкальной культуры был неразрывно связан с развитием исполнительской базы[8].

В 1940-1960 гг. большую концертную работу вели певцы Г.И. Титов и Н.С. Зубков. Вступил в период творческой зрелости ансамбль «Италмас». Творческой лабораторией композиторов становится хор Удмуртского радио и телевидения. Небывалую активность переживал коллектив музыкально-драматического театра, где под руководством дирижеров Г.Н. Бехтерева и Э.В. Розена осуществлялись постановки произведений композиторов Удмуртии. На традиционных фестивалях П.И. Чайковского все чаще звучали произведения удмуртских авторов.

Невосполнимой потерей для всего культурного общества Удмуртии стал уход из жизни Николая Максимовича Греховодова в 1971 г., безусловно замедливший становление творческого союза композиторов.

Поэтому оформление Союза композиторов Удмуртии произошло при содействии руководителя Казанской государственной консерватории 
Назиба Гаязовича Жиганова, направившего в Ижевск по распределению трех своих выпускников. Это послужило еще одним доказательством признания на общероссийском уровне несомненных достижений республики в области музыкальной культуры и стало неким авансом, позволившим вывести ее на новый уровень.

Таким образом, можно отметить, что процесс становления удмуртской профессиональной музыки хоть и начался в послереволюционные годы и развивался в нескольких направлениях, но завершился лишь тогда, когда сложились вместе несколько факторов, которые определили уровень зрелости сформировавшейся музыкальной культуры. Когда наряду с уже известными композиторами старшего поколения Г.А. Корепановым и 
Г.М. Корепановым-Камским в творческий процесс влились молодые авторы. Прежде всего, это выпускники Казанской государственной консерватории Ю.В. Болденков, Л.В. Васильев, А.М. Руденко. И хотя с Удмуртией связал свою жизнь и творческую судьбу только Юрий Васильевич Болденков[9], их деятельность помогла сформироваться новому поколению композиторов – Ю.Л. Толкач, С.Н. Черезов, Н.М. Шабалин, А.Г. Корепанов и др., с чьими именами был связан следующий этап в развитии музыкальной культуры Удмуртии.

Главный специалист
отдела использования документов ГКУ «ЦГА УР»
Е.В. Суворова


[1] ЦГА УР, ф.Р-1519, оп.1, д.170, л.3.

[2] ЦГА УР, ф.Р-1724, оп.1, д.981, л.33.

[3] ЦГА УР, ф.Р-1724, оп.1, д.981, л.33.

[4] ЦГА УР, ф.Р-1724, оп.1, д.981, л.62-64.

[5] ЦГА УР, ф.Р-1574, оп.1, д.59, л.5.

[6] ЦГА УР, ф.Р-1724, оп.1, д.542, л.19.

[7] ЦГА УР, ф.Р-1724, оп.1, д.981, л.103-111.

[8] ЦГА УР, ф.Р-1574, оп.1, д.105, л.2.

[9] ЦГА УР, ф.Р-1574, оп.1, д.105, л.3об.