Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия

расширенный поиск

Радиоинтервью директора ГКУ «ГАСПД УР» Натальи Владимировны Василечко



Интервью прозвучало
на радио Филиала
ФГУП «ВГТРК «ГТРК Удмуртия»
11.03.2014 г., в 13.20 час.

10 марта архивисты Российской Федерации отмечают свой профессиональный праздник – День архивов. Он был установлен 5 марта 2003 года решением коллегии Федеральной архивной службы России. Сама дата связана с появлением первого в России государственного акта – Генерального регламента, или Устава, подписанного 28 февраля 1720 года Петром I (по новому исчислению этот день приходится на 10 марта). Это был общегосударственный правовой акт, определивший основы организации централизованной системы архивного дела в стране. Он ввел во всех государственных органах власти архивы и государственную должность актуариуса (архивариуса), которому надлежало «письма прилежно собирать, оным реестры чинить, листы перемечивать...».

Наталья Владимировна, расскажите об учреждении, которое Вы возглавляете, его основные функции и задачи.

Н.В. – Государственный архив социально-правовых документов Удмуртской Республики функционирует с января 2004 года, создан по распоряжению Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2003 года. В 2013 году архивная служба Удмуртии отметила 90-летний юбилей, а нашему архиву исполнилось 10 лет. Он был создан для обеспечения сохранности документов по личному составу ликвидированных организаций и социально-правовой защиты граждан. За время существования учреждения в его архивохранилища поступило более 200 тысяч дел от почти 500 ликвидированных организаций Удмуртии. Основной целью нашего архива является повышение качества и доступности государственных услуг. Для нас это исполнение запросов социально-правового характера в целях пенсионного обеспечения граждан. За 2004-2013 годы по заявлениям граждан подготовлено более 20 тысяч архивных справок, копий документов о трудовом стаже и уровне заработной платы.

Какова ценность документов, хранящихся в архиве?

Н.В. – Документы, которые образуются в процессе трудовой деятельности работника, так называемые «трудовые истории граждан», являются основанием для получения льгот, пособий и пенсий. К сожалению, мы сталкиваемся с фактами утраты документов по личному составу в организациях. Это результат безответственного отношения руководителей и конкурсных управляющих организаций.

Сейчас много говорят о предоставлении государственных услуг в электронном виде. Как вы работаете в этом направлении?

Н.В. – Наш архив и архивная отрасль республики в целом идут в ногу со временем. Сегодня любой гражданин из любого уголка России и земного шара может обратиться к архивистам Удмуртской Республики за информацией не только традиционным способом, направив запрос почтовым сообщением, но и в сети Интернет: на электронный адрес архива или через Единый портал государственных и муниципальных услуг, где пользователь может зарегистрироваться и получать информацию в свой «личный кабинет».

Что вы делаете для повышения качества и доступности государственных услуг?

Н.В. – Не секрет, что будущему пенсионеру зачастую приходится потратить немало сил, времени, а иногда и материальных средств на поиск и получение необходимой информации, обращаться в несколько архивов сразу. Сегодня государственные и муниципальные архивы Удмуртии работают в режиме «Одного окна». Что это значит? Будущий пенсионер может обратиться в любой государственный или муниципальный архив республики за интересующей его информацией вне зависимости от места хранения документов. Например, жителю Ярского района достаточно обратиться в архивный отдел Администрации МО «Ярский район», где у него зарегистрируют запрос и направят по месту хранения документов в другой государственный или муниципальный архив. Свой ответ заявитель получит не более, чем через 30 календарных дней по месту обращения без личного посещения архивов, находящихся в других муниципальных образованиях Удмуртии.

Вы наверняка взаимодействуете с Пенсионным фондом, каким образом построена работа?

Н.В. – Мы давно и очень плодотворно сотрудничаем с Пенсионным фондом, достаточно сказать, что более 50 % запросов к нам поступает именно от этой организации, а не от граждан. Мы часто собираемся за круглым столом, обсуждаем вопросы пенсионного законодательства, дальнейшего взаимодействия. С 1 июня 2011 года вступило в силу соглашение между Комитетом по делам архивов при Правительстве УР и Отделением ПФР по УР об обмене электронными документами в системе электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи. Если раньше перед выходом на пенсию гражданин самостоятельно собирал архивные справки о стаже работы и уровне заработной платы, то сегодня ему достаточно обратиться в Управление ПФР по УР, сотрудник которого перешлёт необходимые запросы в электронном виде в архив, а архив, в свою очередь, направит ответ в электронном виде. Аналогичное соглашение заключено с автономным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Удмуртской Республики». Всё это позволяет оптимизировать исполнение запросов, повышает уровень социальной защиты граждан.

И в заключение, позвольте поздравить всех архивистов Удмуртии с профессиональным праздником, пожелать им праздничного настроения, крепкого здоровья, счастья и благополучия! А всех работодателей призвать к бережному отношению к документам по личному составу с целью обеспечения конституционных прав граждан.