Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия

расширенный поиск

На заре отечественного мотоциклостроения: к 70-летию ввода в строй Ижевского мотоциклетного завода

Начальный период истории Ижевского мотоциклетного завода (ныне ОАО "Ижевский мотозавод "Аксион-Холдинг"), выпускавшего с 1950-х гг. высокоточную радиотехническую аппаратуру для зенитной артиллерии, ракетной и космической техники, тесно связана с первыми шагами отечественного промышленного мотоциклостроения в 30-е годы прошлого века.

Документы, отложившиеся в архивных фондах Центра документации новейшей истории Удмуртской Республики, свидетельствуют о длительной и упорной борьбе, развернувшейся в конце 1920-х – начале 1930-х гг. среди ряда городов за право принять у себя первый в СССР мотоциклетный завод.

Вопрос об организации отечественного мотоциклостроения был поднят в середине 1920-х гг. Обществом содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог (Автодор). Впрочем, и в высшем руководстве страны хорошо понимали: необъятные просторы страны, бурный рост народного хозяйства требует "быстроты связи и скорости передвижения".[1]

На Ижевских заводах этот вопрос впервые возник в 1927г., в связи с необходимостью загрузки военного производства на период мирного времени[2]. В Германию был направлен инженер Ижевского оружейного завода П.В. Можаров для детального ознакомления с опытом немецких заводов по производству мотоциклов. Уже в следующем году Петр Владимирович вместе со своими единомышленниками, энтузиастами мотоциклетного дела разработал проекты производства мотоциклов на базе Ижевских заводов. В декабре 1928г. под руководством П.В. Можарова был изготовлен первый мотоцикл модели Иж-1[3]. Затем были спроектированы и построены еще 4 опытных мотоцикла – Иж-2, Иж-3, Иж-4, Иж-5. В сентябре 1929 г. модели Иж-1 и Иж-4 были отправлены в мотопробег Москва-Ленинград-Харьков-Москва[4]. Однако, по ряду причин эти первые опыты не получили логического завершения и вскоре вопрос об организации производства мотоциклов переместился в область проектирования и строительства нового завода. И здесь, преимущества Ижевска в качестве точки для развертывания крупного мотоциклетного завода были очевидны. Город располагал мощной металлургией, крупной индустриальной базой, талантливыми инженерами и конструкторами, высококвалифицированной рабочей силой. Эти обстоятельства склонили чашу весов на сторону столицы Удмуртии.

В июле 1929г. президиум Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) СССР утвердил Ижевск в качестве площадки для строительства завода. 6 апреля 1932г. президиум облисполкома Удмуртской автономной области постановил: "В связи с неоднократными решениями ВСНХ СССР о постройке в г. Ижевске большого мотоциклетного завода, признать необходимым и обязательным работы, связанные со строительством и организацией опытного мотозавода…"[5]

В конце мая Центральный Совет Автодора взял шефство над строительством завода и дал добро на присвоение заводу имени "Всесоюзного общества Автодор". Для немедленного развертывания строительства Автодор отпустил из своих средств 275 тысяч рублей[6]. Опытный завод проектной мощностью 5 тысяч мотоциклов в год рассматривался как база, на основе которой во 2-ой пятилетке должен был быть построен мощный завод-гигант производительность в 120 тысяч мотоциклов в год. Местом строительства завода была утверждена усадьба по Коммунальной улице, дом 33 с использованием сооружений авто- мотомастерских[7]. Мастерские, организованные в марте 1932 г. на базе Государственной фабрики охотничьих ружей, параллельно со строительством завода вели разработку опытных партий легковых малолитражных автомобилей и мотоциклов конструкции Научного автотракторного института (НАТИ)[8].

1 мая 1933г. газета "Ижевская правда" сообщила своим читателям о пуске в канун первомайских праздников механического цеха "первого в СССР мотозавода" и изготовлении двух опытных мотоциклов[9]. 1 июля 1933г. предприятие вошло в систему Наркомата тяжелой промышленности СССР, получив статус завода всесоюзного значения[10].

3 августа 1933г. в саду им. Горького г. Ижевска прошло массовое гуляние, посвященное выпуску Ижевским мотоциклетным заводом 5-ти опытных мотоциклов[11].

Освоение производства мотоциклов шло не просто. По сути, без какой-либо иностранной помощи, создавалась новая отрасль отечественного машиностроения. В Удмуртии развитие машиностроения и, в частности, мотоциклостроения рассматривалось как магистральный путь для преодоления экономической отсталости. В кратчайшие сроки задача по налаживанию массового выпуска мотоциклов была решена успешно. Об этом говорят следующие цифры. Если в 1933 г. всего было выпущено 4 мотоцикла модели НАТИ-750 и 1 мотоцикл Иж-7, в 1934 – 111 мотоциклов Иж-7, то в 1937 г. уже 3010 машин[12]. За предвоенные годы было произведено 17 тысяч мотоциклов (Иж-7, Иж-8, Иж-9)[13]. В декабре 1941 г. выпуск мотоциклов был приостановлен в связи с освоением нового изделия – станкового пулемета "Максим"[14].

Эксплуатационные качества новых моделей испытывались в ходе мотоциклетных пробегов. Мотопробеги были также важнейшим средством для популяризации мотоциклетной техники. Они выявили хорошие технические возможности ижевских мотоциклов: повышенную проходимость, надежность, прочность конструкции, большую скорость[15].

С 24 июля по 4 августа 1936 г. на мотоциклах Иж-7 прошел первый в СССР женский мотопробег по маршруту Ижевск-Казань-Горький-Владимир-Москва, в котором приняли участие жены инженерно-технических работников и работницы-стахановки Ижевского мотоциклетного завода. В Москве участниц мотопробега принял нарком тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе. Командир пробега А.А. Чекмарева доложила наркому об успешной работе завода: "Завод не только перевыполняет программу, но и дает стране машины хорошего качества. Доказательством служит наш пробег. Мы проделали весь путь без единой аварии"[16]. Участница мотопробега М.Н. Брезгина вспоминала, что Орджоникидзе дал высокую оценку мотоциклам Иж-7, упорству и энтузиазму девушек-комсомолок: "Это и послужило окончательному решению продолжать выпуск мотоциклов в г. Ижевске"[17].

Великая Отечественная война прервала развитие мотоциклостроения в столице Удмуртии. Но, не надолго. Судьба нашего города и до сих пор крепко связана с производством мотоциклетной техники. Как известно, выпуск мотоциклов возобновился в 1946 г. на Ижевском машиностроительном заводе, там, где все когда-то начиналось. А перед Ижевским мотоциклетным заводом в послевоенный период были поставлены совершенно иные, далекие от мотоциклостроения задачи. Однако, 30-е годы прошлого века, период становления предприятия, останутся яркой и запоминающейся страницей в истории отечественного машиностроения.

А.Б.Дерюшев,
начальник отдела информации и
публикации документов ЦДНИ УР

 


Нарком тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе (3-й слева) осматривает Ижевские мотоциклы, участвовавшие в женском мотопробеге Ижевск-Москва. 2-й слева: директор Ижевского мотоциклетного завода И.И. Чекмарев. 4 августа 1936 г.[18]

 

 

Примечания
1. ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.863, л.22.
2. Там же, л.212.
3. Удмуртская Республика: Энциклопедия. Ижевск, 2000. – С.496.
4. ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.863, л.20.
5. ЦДНИ УР, ф.64, оп.1, д.36, л.44об.
6. Ижевская правда. – 1932. – 29 мая.
7. ЦДНИ УР, ф.64, оп.1, д.31, л.27.
8. ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.1730, л.27-28.
9. Ижевская правда. – 1933. – 1 мая.
10. ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.1730, л.28.
11. Ижевская правда. – 1933. – 5 августа.
12. ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.1843, л.6, д.2418, л.1, ф.350, оп.3, д.97, л.1, ф.54, оп.2, д.785, л.62.
13. Удмуртская Республика: Энциклопедия. Ижевск, 2000. – С.154.
14. ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.3288, л.100-102.
15. ЦДНИ УР, ф.350, оп.5, д.27, л.11об.
16. ЦДНИ УР, ф.350, оп.3, д.97, л.5.
17. Там же.
18. ЦДНИ УР, неописанные документы.