Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия

расширенный поиск

Камбарский завод на заре советской истории: 1919-1923 гг.

235 лет назад – в 1767 г. горнопромышленники Демидовы закончили строительство Камбарского завода. В период с 1761 г. крепостные крестьяне соорудили плотину, построили 2 кирпичные и лесопильные фабрики, мельницу[1]. За два последовавших столетия демидовский железоделательный завод прошел путь от предприятия, производившего по 60 тыс. пудов железа в год, до машиностроительного завода, выпускавшего тепловозы различных модификаций.

В одном из крупнейших республиканских архивохранилищ, структурном подразделении Комитета по делам архивов при Правительстве УР – Центре документации новейшей истории УР сохранилось немало документов по истории Камбарского завода. В числе других интерес представляют материалы, отражающие малоизученный, сложный и переломный период в истории завода, совпавший с окончанием гражданской войны, упрочением советской власти и восстановлением хозяйства страны в 1919-1923 гг.

Камбарский завод - поселок был в то время центром Камбарской волости Осинского уезда Пермской губернии. Еще до революции славились телеги и тарантасы кустарей - камбаряков. "Спокон века не сея и не собирая в житницу, камбаряки отдавались лишь кустарно-производственному труду, вырабатывая главным образом телеги обывательского и военного образца, доведя этот труд до максимума совершенства", - констатируется в протоколе заседания Камбарского волостного исполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 27 февраля 1920 г.[2] Вскоре после восстановления мирной жизни поселка в июне 1919 г. было организовано исполнение "военно-срочного заказа" - изготовление телег и обозов для Красной Армии.

Приказом временного революционного комитета от 2 июля 1919 г. вводилась "трудовая повинность для лиц, живущих в пределах Камбарской волости и имеющих профессию кузнеца, подеревщика, слесаря, столяра, сапожника и других, относящихся к приготовлению повозок". "Виновные в уклонении [от работы] будут караться по строгости военного времени", - утверждалось в приказе[3].

Первоначально Камбарка обеспечивала изделиями своего производства отдел снабжения 2-й армии Восточного фронта, затем - особо-продовольственную комиссию запасной армии. Камбарский завод получил в то время наименование государственного экипажного завода № 6, вошел в ведение отдела металла Пермского губернского Совета народного хозяйства. В феврале 1920 г. на пленарном заседании Камбарского волисполкома с представителями местных учреждений и организаций отмечалось критическое положение кустарного производства в Камбарке из-за отсутствия железа и других материалов, "неудобства сношения с уездом и губернией за дальностию их расстояния". "Прождавши долгое время железа из Перми, заводоуправление в конце концов получает от губсовнарохоза наряд на таковое, но уже не в обещанном количестве, а всего лишь чуть ли не в четвертую часть, и не из Перми, а [из] Юго-Камского завода, не связанного никакими путями сообщения с Камбаркой, кроме проселочных дорог в зимнее время, и отстоящего от нее около 250 верст, при условии вывозки железа своими средствами и силами, - рассказывается далее в документе. - … Заводоуправление вынуждено прибегнуть к какому-либо экстраординарному выходу, дабы не дать пасть окончательно производству и не оставить более 500-т семейств, мало приспособленных к другому труду, без заработка и хлеба"[4]. Выход камбарским руководителям представлялся в присоединении поселка к Сарапулу в административном отношении. Но это произойдет лишь в 1923 г., когда Камбарка в составе Камбарского района войдет в Сарапульский округ в связи с образованием Уральской области.

"Плачевное состояние" экипажного завода констатировал в марте 1921г. на II съезде Советов Камбарской волости его заведующий А.Г.Бургетов (австрийский немец, инженер сельскохозяйственного машиностроения, член РКП (б) Александр Игнатьевич Бургетов заведовал заводом в первом полугодии 1921 г. - Прим. Е.У.). "…При принятии им в свое ведение и управление завода, - читаем в протоколе съезда, - таковой представлял из себя груду развалин, хотя в нем и имелось около 700 рабочих. По своей внутренней конструкции завод разбит на 10 цехов, которые благодаря старым приспособлениям и оборудованиям совсем не соответствуют своему назначению, некоторые из них находятся накануне гибели, как, например, прокатный цех и пудлинговые печи. Существовавший же литейный цех бывшим заведующим был уничтожен, также уничтожена печь, имеющая пропускную способность и способность литья до 300 пуд., и вместо нее построена печь, пропускающая литье до 30 пудов. Необходимость ломки печи ничем не вызвана… Завод очутился в таком положении, что для отливки необходимой шестерни в 45 пуд. весом и вальцев (деталей прокатного оборудования - прим. Е.У.) в 85 пудов, пришлось гонять лошадей в Пермь, искать заводы, где бы можно было отлить необходимые вещи тяжестью более 40 пудов, последствием чего явился простой некоторых цехов". Производительность труда рабочих была крайне низкой. Хотя "положение завода в деле выработки улучшилось": за полтора месяца 1921 г. было изготовлено 500 шт. телег военного образца[5].

В октябре 1921 г. численность рабочих на заводе составляет уже 145 человек, объем выполняемого заказа - 240 телег военного образца и 100 скатов телег. Рабочие снабжаются мукой, продовольствием по рыночным ценам. Часть из них в виду продовольственного кризиса и голода была уволена.

В марте 1922 г. на заседании ответственных работников организаций и учреждений п.Камбарки вновь говорилось о "неопределенном состоянии" экипажного завода. Пермским губсовнархозом было сообщено о переводе его на хозяйственный расчет, что, однако, не состоялось. Размеры голода в среде камбарских рабочих разрастались, началось паническое бегство квалифицированных рабочих - металлистов с завода[6]. Губернский центр был не в состоянии организовать снабжение завода и рабочих материалами, продовольствием и денежными средствами.

В 1923 г. Камбарский государственный экипажный завод № 6 был поставлен на консервацию и передан в распоряжение районного исполкома Совета. Последним было демонтировано и продано прокатное оборудование, другое имущество завода.

Среди архивных документов примечательно письмо - размышление современника - жителя п.Камбарки о причинах остановки Камбарского завода. Это некто Н.Г.Панкратов, работник Камбарского потребительского общества, кандидат в члены РКП (б). Предоставим ему слово. "В 1921г., в момент голода, - пишет он, - когда рабочим содержание почти не выдавалось, начинается усиленное хищение завода, которое, кстати сказать, и раньше было, но не так заметно. Тащат все, кому не лень. И завод все более и более приходит в упадок. Я не упомянул также о пожаре, унесшем массу дорогих станков и машин. (Например, 2 динамо-машины, токарные станки и т.д. - прим. Е.У.) Пожар произошел по неосторожности самих же рабочих. И без того разрушенный завод окончательно разрушается.

В эпоху нэпа… заведующим заводом был назначен, хотя и именующий себя членом РКП (б), но с подкладкой хищника, некто Можев С.Ф., который начинает разбазаривать завод, продавая с него все, что можно продать. (Факты злоупотреблений С.Ф.Можева действительно подтвердились. В ноябре 1922г. выяснилось, например, что Можев ("сын рабочего, домашнего образования", меньшевик, а затем с 1917г. - член РКП(б)) присвоил себе 2 миллиарда руб., полученных от Пермского губсовнархоза, распродавал имущество завода - решета, жернова, большое количество железа, стекло, гвозди и т.д., в то время, как рабочим выдавались в счет жалования ободья и гнилые пальцы[7] (деревянные штыри) - прим. Е.У.). Завод приходит в окончательную негодность и останавливается…

Завод можно исправить только арендным путем… Техника завода настолько отстала… Поэтому нужны новые машины, … приобрести которые стоит настолько дорого, что до поры - до времени приходится "отложить попечение"[8].

Как видим, причинами бедственного положения Камбарского завода на заре советской истории, в начале 1920-х гг., были отсталое техническое оснащение, неудовлетворительное снабжение сырьем и необходимыми материалами, низкая производительность труда, халатность и злоупотребления руководства завода.

В последующее десятилетие в Камбарке действовали кустарные обозостроительные артели. И лишь в 1933 г. на базе бывшего железоделательного завода и школы ФЗУ был создан Камбарский литейно-механический завод, преобразованный в 1944 г. в Камбарский машиностроительный, известный своей продукцией - тепловозами различных модификаций.

Е.М.Ушакова,
зам. директора ЦДНИ УР Примечания:
1 Удмуртская Республика: Энциклопедия. – Ижевск: Удмуртия, 2000, с.387.
2 ЦДНИ УР, ф.7, оп.1, д.1, л.91-93об.
3 ЦДНИ УР, ф.7, оп.1, д.1, л.61.
4 ЦДНИ УР, ф.7, оп.1, д.1, л.91-93об.
5 ЦДНИ УР, ф.7, оп.1, д.5, л.68-69об.
6 ЦДНИ УР, ф.312, оп.1, д.8, л.46-46об.
7 ЦДНИ УР, ф.7, оп.1, д.9, л.25об.; ф.312, оп.1, д.8, л.57, 58.
8 ЦДНИ УР, ф.7, оп.1, д.3, л.65-66.