Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия

расширенный поиск

К 65-летию ижевского аэроклуба

1930-ые годы XX века были периодом бурного роста отечественной авиации. В мае 1934 г. над Ижевском появилась летящая машина, которая, описав круг, опустилась в 10-ти км от старого Казанского вокзала около колхоза "Ударник". 17 июня этого же года спокойствие ижевского неба вновь было нарушено рокотом авиационных моторов. Над городом медленно проплывала четверка самолетов. К удивлению многочисленных зрителей, одна из летящих машин произвела посадку на водную гладь городского пруда. Это была "Амфибия - АШ-2". Прилет летчиков из Горького совпал с народным празднеством. В тот день "воздушное крещение" получили более 70-ти ижевчан. Например, на самолете, пилотируемом летчиков Ожигановым, с поверхности Ижевского пруда в воздух поднимался 60-летний колхозник И.Игнатьев.

Первое знакомство с авиационной техникой вызвало огромный интерес, особенно у молодежи, которая буквально "заболела" небом. Для многих юношей и девушек путь к небу начинался в Ижевском аэроклубе. В 2000 году старейшему аэроклубу России исполнилось 65 лет.

Открытию аэроклуба предшествовал период массовой работы среди населения по пропаганде авиационных знаний. Уже в августе 1934г., в День авиации, в Ижевске начала работу школа Осавиахима, готовившая планеристов и парашютистов. Школа находилась по ул.Труда (ныне-Ленина) в бывшем кинотеатре "Отдых", а летное поле - близ д.Пирогово. В ней учились рабочие Ижевского сталеделательного завода - Петр Чухланцев, Павел Панкратов, Владимир Черкасов, Таисия Манылова, Владимир Кудрявцев и др. Ими руководил энтузиаст авиационного спорта П.Еремеев. Обладая конструкторскими навыками, он собрал вокруг себя группу курсантов, которые своими руками и при помощи рабочих-металлургов за короткий срок построили 4 планера, овладели техникой пилотирования безмоторного аппарата, изучали самолетовождение, теорию авиации. Прошло немногим более года после открытия школы, как в парке культуры и отдыха имени С.М.Кирова начала работу парашютная вышка. К августу 1935 г. парашютные прыжки совершило более 300-т человек. Вслед за ними "пробовали воздух" и планеристы. На базе школы планеристов в то же время был создан Ижевский аэроклуб.

Впоследствии, 5 декабря 1935 г., по ходатайству общественных организаций Удмуртской АССР Президиумом Центрального Совета Осавиахима СССР было принято официальное решение об открытии Ижевского аэроклуба. Первыми воспитанниками клуба стали Иван Батов, Владимир Мишкин, Николай Ширяев, Алексей Галкин, Иван Лямин и др. Филиалы Ижевского аэроклуба появились в Воткинске и Сарапуле, планерно-парашютные кружки - в Глазове и Можге.

С началом работы аэроклуба тяга молодежи к авиации возросла. В те годы молодые люди приходили в авиацию по путевкам комсомола, по боевому призыву IX съезда ВЛКСМ "Комсомол - на самолеты!" Занятия в клубе они совмещали с учебой в школах, техникумах, вузах, с работой на заводах и в учреждениях города.

Жизнь и учебный процесс в клубе постепенно набирали силу. Оснащаясь авиационной техникой, клуб уже в начале 1937 г. приступил к летной практике. В январе 1938 г. был произведен первый выпуск пилотов. К тому времени рабочими Ижевска были собраны средства на приобретение для клуба учебного самолета, получившего название "Ижевский завод ковкого чугуна", а труженики промысловых артелей Ижевска, Глазова и Можги подарили авиаторам самолет с надписью на фюзеляже "Спартак". С парашютистами успешно вел работу Иван Николаев. Он укомплектовал группу смелых и отважных воздушных спортсменов, которые от парашютной вышки перешли к прыжкам с крыла самолета.

В предвоенные годы Ижевским аэроклубом было сделано еще 3 выпуска пилотов, механиков, планеристов и парашютистов. Экзамен на смелость, мужество и высокое самообладание многим из воспитанников клуба пришлось сдавать в суровые годы Великой Отечественной войны. Более 20-ти летчиков-выпускников Ижевского аэроклуба за героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками, были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Среди них - Николай Голдобин, Анатолий Заровняев, Сергей Красноперов, Михаил Зевахин, Виталий Микрюков, Владимир Опалев, Михаил Тюлькин, Нина Ульяненко, дважды герой Евгений Кунгурцев и др. Герои Советского Союза Аркадий Черезов и Василий Шамшурин повторили подвиг Гастелло, направив свои горящие машины на скопления вражеских танков. Многие аэроклубовцы за участие в воздушных сражениях были отмечены боевыми орденами и медалями.

В 1941 г. на базе Ижевского аэроклуба была создана военная авиационная школа, а впоследствии 34-й запасной авиаполк, готовивший летные кадры для фронта.

После окончания войны, осенью 1948 г. Ижевский аэроклуб вновь возобновил свою работу, военно-спортивную подготовку курсантов. Его организатором стал Герой Советского Союза Александр Андреевич Деветьяров. Костяком клуба были его воспитанники - ветераны войны.

До 1964 г. в клубе культивировался самолетный вид спорта. ПО-2, УТ-2, а затем учебно-тренировочный ЯК-18 - вот типы самолетов тех лет. Затем внимание было уделено развитию вертолетного спорта. Основной учебной машиной был вертолет МИ-1, с 1983 г. - МИ-2.

Первым мастером СССР по парашютному спорту в 1957 г. стал инструктор Ижевского аэроклуба Василий Баженов. Вскоре обладателем чемпионского звания Советского Союза стал инструктор-парашютист Савелий Конышев. Курсантка клуба Валентина Вологжанина дважды участвовала в ночных высотных прыжках женщин, результаты которых зафиксированы как мировые рекорды.

В 1957 г. команда летчиков завоевала 1-ое место в Уральском военном округе. Сборная команда аэроклуба была призером всех зональных соревнований и сильнейшей в округе. Мастер спорта Руфина Мохова стала абсолютной чемпионкой РСФСР и входила в состав сборной страны.

За высокие показатели в подготовке спецконтингента для ВДВ коллективу аэроклуба в 1966, 1971 годах был вручен кубок Уральского военного округа. В Ижевском аэроклубе начали свой путь к вершинам спортивного мастерства Владислав Крестьянников, Виктор Ершов, Чемпионом СССР по вертолетному спорту в 1971 г. стал воспитанник аэроклуба Анатолий Мозжерин, а Антонина Гарипова удостоена этого звания трижды.

В 1976 г. сборная команда вертолетчиков клуба на XIV чемпионате РСФСР заняла 1-е место в командном зачете.

Е.М.Ушакова,
начальник отдела информации и публикации документов ЦДНИ УР