Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия

расширенный поиск

«Какая это полезная машина…»

Шел сентябрь 1925 г. По дороге, ведущей в деревню Титово Шарканской волости Ижевского уезда, двигалась необычная для местного населения машина. Это был американский трактор марки «Кейс». Его приобрели крестьяне сельхозартели «Шонер» в с.Тойкино Пермской области на вырученные деньги от продажи семян клевера. Клевер для удмуртских крестьян был тогда внове, ему отводились полоски, углы, а в «Шонере» этой культурой было засеяно два поля и получили 76 пудов семян клевера. Продажа этих семян дала кооперативу больше тысячи рублей. Так они заплатили половину стоимости трактора. Председатель колхоза «Шонер» Николай Филиппович Марков так рассказывал на страницах газеты «Гудыри» 4 октября 1925 г. о прибытии в их деревню первого трактора: «В наш колхоз трактор прибыл 19 сентября. Он пришел своим ходом, …доставил двухрядную сеялку, борону и другой сельскохозяйственный инвентарь… В деревне вдоль всей улицы стоял народ. Каждому хотелось посмотреть на невиданную машину. Приходили посмотреть на трактор из других деревень. Прибытие трактора для колхозников было большой радостью, поэтому 22 сентября в честь прибытия трактора был объявлен праздничным днем. Хотя и день был дождливым, у правления колхоза народу собралось много. На праздник приехали председатель Шарканского сельсовета, председатель сельскохозяйственного кредитного общества Пирожков, член Ижевского уездного исполкома Путилов. На состоявшемся митинге было сказано много хороших слов в адрес шонеровцев. После митинга была открыта выставка сельскохозяйственных машин, имеющихся в колхозе. Здесь же были представлены образцы урожая, выращенного с помощью наших машин. Показали как трактор пашет. Народ смотрел на все это с большим интересом». Многим тогда эта стальная машина была в диковинку. Если раньше крестьяне говорили, что по холмам, что в округе, никакой трактор ходить не сможет, увидев его, стали проситься в коллектив. «Мы, крестьяне Шарканской волости не имели понятие о тракторе, - писали они в газету, - пока сельскохозяйственная артель «Шонер» не приобрела его. Действительно, чудотворная штука. Вот тут-то мы убедились, какая это полезная машина, что это хороший работник в крестьянском хозяйстве. Правда, дороговато стоит, но… одно только можно сказать: «Даешь коллективную обработку земли!».

Первым трактористом в хозяйстве был Яков Данилович Иванов. Трактор был не новый и вместе с механиком ему пришлось трактор к весне подремонтировать.

Почти одновременно с сельхозартелью «Шонер» приобрели трактор «Кейс» крестьяне коллектива «Петровка». Встречали трактор торжественно с пением революционных песен при большом стечении народа. Так раньше всех в Удмуртии первые тракторы появились на полях сельхозартелей «Шонер» и «Петровка» Шарканской волости.

Новые машины завоевали популярность у крестьян не только Шарканской волости. В областное земельное управление стали поступать заявки на тракторы от отдельных коммун и артелей.

Тракторостроение в СССР в то время только что начиналось, поэтому молодое советское государство было вынуждено ввозить тракторы из-за границы. В апреле 1926 г. из Новороссийского порта в Ижевск прибыли 5 тракторов «Фордзон» с плугами «Оливер». Они были распределены в коммуну «Заря» Старо-Зятцинской волости, сельскохозяйственное товарищество «Хутор» Селтинской волости, сельхозартель имени Ленина Советской волости Ижевского уезда и 2 – в госторг. На дне урожая и второй волостной сельскохозяйственной выставке, состоявшейся 3 октября 1926 г. в с.Б.Норья, коллектив артели им.Ленина показывал работу трактора. Крестьяне были удивлены его пахотой и молотьбой. Не прошло и 30 минут, как крестьянам бесплатно было намолочено 5 возов ржи.

Просветительская работа на селе, наглядное ознакомление с производительностью новой техники постепенно приближали сельских тружеников к необходимости более широкого использования тракторов в хозяйстве. В одном из выступлений председателя Удмуртского облисполкома Т.К.Борисова в декабре 1926 г. отмечалось: «Почва для тракторов у нас подходящая. Но мы недостаточно уяснили вопрос о приспособленности его к местным условиям. Для коллективных хозяйств они выгоды…».

Государство оказывало помощь крестьянам в приобретении тракторов, давало денежные ссуды. При их покупке крестьянские хозяйства вносили четвертую часть стоимости трактора наличными, а остальную сумму – в рассрочку на несколько лет, в основном, до 2-х урожаев. Большую помощь колхозам в приобретении техники оказывали заводы Удмуртии. В 1929 г. рабочие и служащие области в порядке шефской помощи внесли 50 тыс. рублей на приобретение тракторов для колхозов и организацию ремонтных мастерских. В Удмуртском областном земельном управлении для подготовки местных трактористов были открыты краткосрочные курсы. В летнее время механики из облзу объезжали все хозяйства, в которых имелись тракторы, инструктировали механизаторов.

В 30-е годы в стране началось массовое производство отечественных тракторов. С каждым годом увеличивалось и поступление техники на село. В 1931 г. в сельском хозяйстве Удмуртии работало уже 212 тракторов. Тракторы прочно вошли в быт удмуртской деревни.

А.Ф.Касаткина,
гл.специалист ЦГА УР