Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия

расширенный поиск

Исторический ракурс. Вторая беда России

Бездорожье всегда было бедой России – второй, после дураков, как кто-то язвительно подметил. Еще Наполеон сетовал: "В России нет дорог – одни направления". Сделать их мало-мальски проезжими пытались всегда. Но что-то всегда мешало.

В Вятской губернии, куда входила почти вся территория современной Удмуртии, строить дороги с правильной планировкой начали в 1817 г., когда Александр I утвердил правила по устройству почтовых трактов. На дорогу отводилась полоса шириной 55 метров. Из них сама проезжая часть – 16 метров, остальное – под придорожные канавы, березовые аллеи и для прогона скота.

Пресловутые аллеи или вернее, то, что от них осталось, мы можем увидеть и сегодня на Як-Бодьинском тракте. Смекалистые крестьяне начали их вырубать, когда они еще и вырасти не успели. Вот что говорится в предписании вятского губернатора от 28 января 1895 г. уездному начальству: "Состояние трактовых аллей с каждым годом ухудшается и главным образом от своеволия крестьян и совершенной безнаказанности их действий. Они, не задумываясь, сдирают с дерева кору, делают в разных местах его надрезы и вырубки, а нередко и сплошные рубки деревьев. Такие невозможные непорядки вызвали с моей стороны подробные указания. Но ничего сделано не было. Трактовые аллеи губернии продолжают хищнически опустошаться, а новых посадок нет и в помине. Пользуясь отсутствием всякого надзора за аллеями со стороны сельских властей, березы рубятся среди белого дня и тут же распиленные на дрова складываются".

Всего по Вятской губернии насчитывалось 17 трактов. Их содержание лежало на плечах тех же крестьян. Как выполнялась "дорожная повинность" догадаться несложно. В 1868 г. решено было перевести трудовую повинность на деньги. Вот он – год рождения дорожного налога.

Но состояние дорог от этого нововведения не улучшилось. Наоборот. Некоторые тракты в Сарапульском уезде даже пришлось закрыть – "во избежание несчастий". Крестьянские гроши растекались по разным карманам. По заявлению одного из членов земской губернской управы, лишь половина "дорожных" денег тратилась с пользой для дела. В 1872 г. ревизионной комиссией было предъявлено 21 замечание на очевидное злоупотребление со стороны Сарапульской уездной земской управы при строительстве дорог.

После передачи дорожного хозяйства в ведение земства, законом от 1 июля 1895 г. органы местного самоуправления освобождались от уплаты в казну ежегодных взносов на содержание административно-судебных учреждений. Часть этой суммы шла в так называемый "дорожный капитал". В течение 29 лет, с момента издания этого закона, Вятское губернское земство израсходовало на ремонт дорог 2831000 рублей. Однако этих денег было недостаточно для серьезного переустройства дорог. Поэтому поддержание большинства из них в исправном состоянии ограничивалось планировкой обочин, рытьем и чисткой канав, выравниванием колеи. Нередко при первом же дожде отремонтированные дороги становились непроезжими. Замощение проводилось только на самых непролазных участках.

В XIX в. главные вятские дороги были капитально отремонтированы лишь 2 раза: во время высочайшего посещения губернии Александром I в 1824 г. и наследником престола будущим царем Александром II в 1837 г. (оба проезжали через Ижевский завод). Вот что говорится в отчете за 1824 г.: "…на всем полотне дороги, по которой изволил проезжать Государь император, сделаны были насыпи гальки и песка, а в тех местах, где находились выбоины и скопления грязи, произведена настилка жердей и на нее насыпана галька и песок. Для отвращения медленности при переправе через реку Чепцу при Балезино устроен был плавучий мост". Сегодня высшее руководство предпочитает путешествовать по воздуху. Прогресс все-таки. Да и с высоты-то, конечно, виднее.

И.Зайцева,
начальник отдела информации и публикации документов ЦГА УР