Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия

расширенный поиск

Сарапульский след в истории отечественной авиации

Издавна человечество стремилось подняться в воздух и летать подобно птицам. Для этого изобретались самые причудливые приспособления и летательные аппараты. Одна из таких фантастических крылатых машин в 1921 г. была построена в г.Сарапуле и получила название «Комта», что означало – комиссия по тяжелой авиации. Это был первый самолет большей грузоподъемности, построенный в Советской России.

В 1919 г. по инициативе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) была создана комиссия по тяжелой авиации, которой было поручено разрешить проблему возрождения и дальнейшего развития авиации в Республике Советов. Возглавил эту комиссию выдающийся русский ученый Н.Е. Жуковский, основоположник современной гидроавиадинамики.

Комиссией при участии экспериментального отдела ЦАГИ был разработан эскизный проект нового тяжелого самолета с двумя моторами итальянской фирмы «Фиат» в 240 лошадиных сил.

По распоряжению Главного управления авиационной промышленности в г.Сарапуле было приступлено к созданию авиационного завода. Завод был создан на базе мастерских воинской части: технического и летного состава дивизиона тяжелых самолетов «Илья Муромец», передислоцированного в конце 1919 г. в г.Сарапул из Петрограда. Он стал называться Государственный авиационный завод № 14.

Осенью 1920 г. завод получил срочное задание по постройке двух опытных самолетов «Комта» по проекту комиссии по тяжелой авиации.

1 января 1921 г. завод приступил к постройке первого самолета «Комта». Оборудование и некоторые детали для самолета доставлялись из Петрограда с Русско-Балтийского воздухоплавательного завода, необходимый металл – чугунное литье, стальные и железные поковки – с Ижевских заводов. Рабочие чертежи изготавливались на самом заводе. В проектировании и постройке самолета непосредственное участие принимали конструкторы А.В.Соловьев, Свешников, заведующий производством В.Л.Александров, заведующий механическим цехом А.Е.Голубев, В.А.Байков, Н.В.Носов и другие. Управляющий заводом Петр Иванович Неведомский 19 марта 1921 г. в письме в Пермский губернский союз металлистов сообщал: «…Государственный авиационный завод № 14, состоящий в ударной группе авиапромышленных заводов, имеет срочную производственную программу, имеющую важное государственное значение по постройке воздушных кораблей нового типа. Рабочие названного завода в количестве пока около 100 человек, а необходимо сейчас же увеличить до 300 человек, временно снабжаются красноармейским пайком…».

Ввиду недостатка на заводе квалифицированных рабочих, технический представитель «Комты» в мае вынужден был обратиться в ЦК союза металлистов и Правление главной авиационной промышленности в Москву о срочном командировании в Сарапул опытных слесарей, токарей и мотористов.

Коллектив авиационного завода одновременно с постройкой опытного самолета «Комта» выполнял заказы по ремонту тяжелых самолетов «Илья Муромец» и легких самолетов «Альбатрос» для воинского дивизиона, а также произвел испытание на Сарапульском аэродроме нового самолета «Илья Муромец», достроенного здесь же на заводе в 1920г.

К осени 1921 г. первый самолет «Комта» был построен. Крылья размахом 15 м. были расположены в 3 яруса. На средних укреплены два двигателя мощностью 500 лошадиных сил. Советом военной промышленности было решено всесторонние испытания его в полете провести в Москве. В ноябре 1921 г. самолет в сопровождении 13 сарапульских рабочих прибыл на центральный московский аэродром. Здесь была произведена сборка самолета, установлены и опробованы моторы. В один из декабрьских дней первый советский самолет, построенный сарапульскими умельцами, поднялся в небо над Москвой.

К постройке второго опытного самолета «Комта» Сарапульский авиационный завод не приступал. В связи с сокращением авиазаводов в стране 1 января 1922 г. завод был официально закрыт. 29 чел. рабочих и служащих завода были переведены на Петроградский авиационный завод. Несколько человек были направлены в Москву в распоряжение Глававиа, в т.ч. управляющий заводом Неведомский. Оборудование завода по просьбе местных властей было передано предприятиям г.Сарапула. Такова была история Сарапульского авиационного завода по постройке первого советского самолета большей грузоподъемности.

А.Ф.Касаткина,
главный специалист отдела информации и публикации документов ЦГА УР