Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Aa Aa
слабовидящим
Подать запрос в архив
на портале госуслуг
тел. для справок
(3412) 90-53-60
Пройдите опрос
о качестве услуги
по предоставлению архивной информации
Отследить запрос
Номер запроса расположен под штрихкодом на карточке регистрации и учёта исполнения запроса штрих-код
Полезная информация
версия для печати

«Общеобразовательные процессы Удмуртии начала XX века на примере Ижевской женской гимназии по документам ГКУ «ЦГА УР»

История женского среднего образования в Вятской губернии начинается в 60-е гг. XIX в., когда в гг. Сарапуле и Елабуге были открыты первые женские училища второго разряда. Перед ними была поставлена цель – «сообщить ученицам то религиозное, нравственное и умственное образование, которое должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей матери семейства»[1].

В 1870 г. было принято «Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения», по которому женские училища первого разряда переименовывались в женские гимназии, а училища второго разряда – в женские прогимназии. В том же году Сарапульское и Елабужское училища были преобразованы в прогимназии, а в 1876 г. прогимназия была открыта и в г. Глазове.

Женские прогимназии содержались, в основном, на средства земств, правительственные субсидии зачастую не превышали десятую часть их бюджета. Уездные земства были заинтересованы в финансировании деятельности женских прогимназий, поскольку видели в будущих выпускницах учительниц для начальных, в основном, земских школ.

В прогимназии принимались девочки по окончании начальных училищ, для получения неполного среднего образования.

В целях удовлетворения возрастающей потребности женской части населения в получении высшего образования началось преобразование прогимназий в гимназии, с увеличением срока обучения в них. Увеличилось и число учениц в преобразованных учебных заведениях. В начале XX в. во всей Вятской губернии в 10 гимназиях и 1 прогимназии обучалось 4427 учениц[2].

Одновременно с процессом преобразования уже существующих женских прогимназий, шел процесс создания новых учебных заведений. Необходимость в женском среднем образовании испытывали жители не только уездных городов, но и крупнейших промышленных центров Вятской губернии – поселков Воткинский завод и Ижевский завод.

Ведомости о числе учащихся по Ижевскому благочинию, содержащие сведения о количестве школ и числе учащихся по сословиям на 1904 г., дают представление об образовательных учреждениях и их учащихся в Ижевском заводе в нач. XX в.:

«В Ижевском заводе состоит школ:

Оружейных – 1

Ремесленных – 1

Двухклассных – 2

Церковно-приходских – 3

Земских – 11

Школ грамоты – 1

Итого – 19

 

Число учащихся по сословиям: М/Ж

Дворян и чиновников – 23 / -

Духовного звания – 5/-

Городских сословий – 34/2

Сельских сословий – 1668/831

Других сословий – 73/-

Общее число учащихся   – 1803/833»[3].

При этом общая численность населения Ижевского завода по итогам Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. составляла 41 тыс. жителей[4].

Оружейные и ремесленные училища давали в первую очередь профессиональные знания, не заостряя внимание на общеобразовательных предметах, а иногда и исключая их из программы обучения. Таким образом, при явном недостатке начальных школ, средних общеобразовательных учебных заведений в Ижевском заводе не было вообще.

Вопрос об открытии женской прогимназии в Ижевском заводе рассматривался еще в ноябре 1899 г. на заседании Сарапульского уездного земского собрания, но так и остался не решенным[5]. В 1907 г. образован кружок так называемых «ревнителей образования», во главе которого стояли выпускники Томского университета С.К. Рублев и В.М. Игнатов. «Свидетелем являюсь я того времени, когда в Ижевске вследствие беспросветной тьмы и невежества, свили себе прочное гнездо разные пороки, особенно пьянство…Единственным спасением для гибнущего Ижевского населения являлось просвещение», – писал в своем письме председатель родительского комитета, священник Иоанн Рябов[6]. Задачей кружка была организация первого среднего учебного заведения в поселке – Ижевской женской гимназии. 9 августа 1907 г. состоялся объединенный сход должностных лиц волостных и сельских правлений Нагорной и Заречной волостей. Итогом схода стало постановление: «Ввиду малокультурности, неразвитости, плодом чего являются те ужасные преступления, которые не гарантируют ни одного дня благополучной жизни местных обывателей, ввиду отсутствия вообще какого-либо учреждения, действующего поднимающим образом на жизнь местных обывателей, ввиду всего этого постановили открыть такое учреждение, которое бы целью своей поставило коренное перевоспитание местного населения с колыбели, так как корень всяких наклонностей в человеке получается в семье, где первую роль в воспитании сыграет мать…Таковым учреждением нужно признать женскую среднюю школу-гимназию, а на первое время – прогимназию»[7].

Для устройства прогимназии в Ижевском заводе создан специальный комитет, который организовал сбор пожертвований от купцов, предпринимателей, интеллигенции, церковно-приходского попечительства. Рабочие Ижевских заводов согласились добровольно отчислять на обустройство женской прогимназии 1% от своей заработной платы. Место с каменным домом стоимостью 12 тыс. рублей было куплено купцами Сергеем и Иваном Бодалевыми у генерала Березина и пожертвовано прогимназии.

Первая Ижевская женская прогимназия была открыта 11 ноября 1907 г. в составе подготовительного, двух первых и одного второго классов. «Осуществилось, наконец, желание родителей видеть в будущем своих дочерей разумными работницами, могущими создать характер и направление молодого поколения», – писал в приветственном письме по случаю 10-летнего юбилея со дня открытия Ижевской женской прогимназии священник Иоанн Рябов[8].

К началу 1908 г. в общественной прогимназии обучалось 145 учениц. Плата за обучение была установлена в размере 15 руб. в год с дочерей сельских обывателей, 30 руб. – с дочерей разночинцев. Это не могло не расширить социальную базу и привлечь к обучению низшие слои населения. В 1909/1910 учебном году образовалось уже 5 классов с количеством учащихся 373 чел. По социальному составу это были дети сельских обывателей (63%), крестьян (12,6%), чиновников (7,9%), мещан (5,6%), купцов (4,9%), духовенства (3,9%), дворян (1,5%), личных почетных граждан [9].

С июля 1911 г. с разрешения попечителя Казанского учебного округа Ижевская общественная прогимназия преобразована в семиклассную гимназию. В 1912 г. она пополнилась восьмым педагогическим классом. Его ученицы занимались по особой программе, основой которой были педагогика и дидактика. Выпускницы, окончившие педагогический класс с золотой или серебряной медалью, получали право на звание домашних наставниц, остальные – на звание домашних учительниц. Выпускницы седьмого класса также имели право работать в начальных училищах и школах. С этого времени выпускницы Ижевской женской гимназии стали активно пополнять кадры учителей начальных школ и училищ Сарапульского уезда. Только за первые три года деятельности гимназии педагогический класс в ней окончили 106 девушек[10].

В прогимназии преподавали: закон божий, русский язык и словесность, арифметику, географию, историю, естествознание, чистописание, рукоделие. В состав необязательных предметов входили немецкий и французский языки, рисование, пение, а позднее гигиена и гимнастика. Для желающих были открыты вечерние курсы кройки и шитья под руководством учительницы рукоделия А.Г. Бехтеревой. При гимназии существовала обширная библиотека, которая к 1917 г. насчитывала более 7,5 тыс. томов книг и учебных пособий[11]. В ее коллекции были представлены лучшие образцы русской и мировой классики, имелось большое количество уникальных изданий религиозно-нравственного и философского содержания, например: «Священная летопись. 1878 г.», «Творение святого Иоанна Златоуста. 1896 г.», «Ценность жизни» Дюринга, произведения Г. Гайне, Р. Киплинга, М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.А. Жуковского, Ф.М. Достоевского.

При гимназии существовали попечительский и педагогический советы, родительский комитет. Попечительский совет занимался вопросами, связанными с хозяйственной стороной жизни учебного заведения: улучшение его материальной базы, расширение здания гимназии, изыскание средств для существования. Его усилиями были оборудованы гимназические классы, куплены наглядные пособия, создана библиотека.

Педагогический совет руководил всем учебно-воспитательным процессом и контролировал успеваемость учениц, а родительский комитет оказывал материальную помощь беднейшим ученицам, составлявшим около 25% учащихся. Средства на пособия таким гимназисткам поступали также от правления «Общества всепомоществования нуждающимся учащимся в учебных заведениях Ижевского завода», губернского и уездного земств, волостных правлений, частных лиц.

Весь преподавательский состав гимназии был выборным. Социальный состав учительниц женской гимназии был достаточно разнообразным: дочери чиновников, священников, офицеров, крестьян, врачей. Не было только представителей мещанского сословия и рабочих[12]. В основном все они были девицы. Процент замужних учительниц на протяжении всего существования гимназии и прогимназии был ничтожно мал. Это было связано с тем, что почти все они принадлежали к малообеспеченным слоям общества. Их основным капиталом было образование, которое обращено было, главным образом, на педагогическую деятельность, что удерживало их от нищеты. Многие из преподавателей гимназии получили высшее образование, с наградами закончили средние учебные заведения и имели большой опыт работы.

Вся жизнь гимназисток регламентировалась суровыми Правилами гимназии, за нарушение которых следовало строгое взыскание и даже исключение из учебного заведения. Они регулировали религиозную жизнь учениц (обязательная утренняя молитва в 8 час. 45 мин. утра), поведение на уроках (сидеть прямо, не разговаривать или шептаться между собой, не подсказывать, не отвечать самовольно) и вне занятий (держать себя скромно, соблюдая порядок, благоприличие и вежливость, не вступать или создавать общества, не покидать территорию поселка), а также внешний вид учениц (платье синего цвета и белые передники, не допускалось ношение браслетов, колец, ожерелий, брошек, цепочек и т.п.)[13].

Воспитанницы, показавшие отличные успехи, награждались золотыми и серебряными медалями, а также похвальными листами. Несмотря на существующий институт вездесущих классных дам и строгие правила поведения, досуг гимназисток был разнообразен: литературные вечера, спектакли, концерты, выездные экскурсии в Сарапул, Казань и др. города. К примеру, в связи со 100-летним юбилеем Отечественной войны 1812 г. для гимназисток была организованна «образовательная поездка» в Москву. Среди прочих достопримечательностей, в плане стоял также пункт «посещения Бородинского поля для запечатления его в памяти учащихся…»[14].

Таким образом, женские средние учебные заведения обеспечивали достаточно высокий уровень образования и подготовки к жизни своих учениц. За 10 лет работы Ижевская общественная прогимназия, преобразованная в 1911 г. в гимназию, приняла в своих стенах около 4 тыс. учениц, имела 5 выпусков учащихся, окончивших полный курс гимназии, в числе 1214 человек, из которых 8% учащихся получили высшее образование, 72% проявили себя в учительской и других видах практической деятельности, 20% стали матерями семейств[15].

После Октябрьской революции, в ноябре 1918 г., в связи с полной реорганизацией школьного дела, на базе Ижевской женской гимназии была открыта единая трудовая советская школа № 1 второй ступени.

Ижевская общественная женская гимназия была первым средним учебным заведением, открытым в Ижевском заводе. Спустя год, в октябре 1908 г., открылось мужское среднее учебное заведение. Оно получило статус частного училища второго разряда. Плата за обучение здесь была почти в 2 раза выше, по сравнению с женской гимназией, что нашло свое отражение в количестве и социальном составе учащихся. Характер обучения был менее либеральным. В 1918 г. мужская гимназия была закрыта как рассадник контрреволюционных идей.

В значительной степени средняя школа, особенно женская, развивалась в русле общественно-земской инициативы. Как в целом по России, постепенно нарастал процесс демократизации состава учащихся средних учебных заведений, особенно это было заметно в женской средней школе, где гимназии и прогимназии не подвергались той жесткой регламентации, которая была в отношении мужского среднего образования. Это было связано с тем, что женское среднее образование существовало на средства земств, пожертвования частных лиц и обществ.

Женские гимназии начала XX в. выполняли три качественно новые функции: во-первых, готовили профессиональные кадры; во-вторых, помогали обществу увеличить число грамотных и образованных людей; в-третьих, женщина получила возможность развиваться и эффективно использовать свой труд на благо общества.

 

Начальник отдела использования документов ГКУ «ЦГА УР»

Т.А. Чижик

 




[1]Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы (гимназии и реальные училища с конца XIX в. до февральской революции 1917 г.). – М.: Учпедгиз, 1956. С. 9, 10.

[2] Кутявин А.Н. Развитие среднего образования в дореволюционной Удмуртии // История, историография и источниковедение Удмуртии. – Ижевск, 1992. С. 97.

[3] ЦГА УР. Ф. 245 «Сарапульское духовное правление Вятской духовной консистории».
Оп. 1. Д. 3421. Л. 84–85 об.

[4] Там же. Ф. 286 «Ижевская городская переписная комиссия (по проведению первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. по Ижевскому заводу Сарапульского уезда Вятской губернии)». Оп. 1. Д. 2. Л. 421–421 об.

[5] Журнал XXXIII очередного Сарапульского уездного земского собрания за 1899 г. – Сарапул, 1900. С. 727–728.

[6] ЦГА УР. Ф. 8 «Ижевская женская гимназия Ижевского завода Сарапульского уезда Вятской губернии». Оп. 1. Д. 51. Л. 2.

[7] Там же. Д. 1. Л. 14.

[8] Там же. Д. 51. Л. 2 об.

[9] Там же. Л. 21 об.

[10] Там же. Д. 75. Л. 9.

[11] Там же. Д. 51. Л. 21 об.

[12] Там же. Оп. 2. Д. 6. Л. 2.

[13] Там же. Ф.Р-1539 «Севрюков О.В. – историк, краевед». Оп. 2. Д. 178. Л. 22–23.

[14] Там же. Ф. 8 «Ижевская женская гимназия Ижевского завода Сарапульского уезда Вятской губернии». Оп. 1. Д. 43. Л. 14.

[15] Там же. Д. 51. Л. 21 об.