Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Aa Aa
слабовидящим
Подать запрос в архив
на портале госуслуг
тел. для справок
(3412) 90-53-60
Пройдите опрос
о качестве услуги
по предоставлению архивной информации
Отследить запрос
Номер запроса расположен под штрихкодом на карточке регистрации и учёта исполнения запроса штрих-код
Полезная информация
версия для печати

«Народ на трассе: к 70-летию пуска в постоянную эксплуатацию железной дороги Ижевск–Балезино»


70 лет назад принята в постоянную эксплуатацию железная дорога Ижевск–Балезино.

Идея соединить юг и север Удмуртии железнодорожной магистралью воз-никла еще до Октябрьской революции, в годы первых сталинских пятилеток планы начали претворяться в жизнь, но основной объем проектных и строительных работ был выполнен в суровые военные годы.

Железная дорога связала северную и южную Удмуртию, создала кратчайшую связь северного Урала с районами Казанской железной дороги, Поволжья и Юга, имела важное транзитное значение по перевозке сырья и военных грузов, открыла широкие перспективы для развития всех отраслей народного хозяйства рес-публики.

9 февраля 2015 г. в государственном казённом учреждении «Центр документации новейшей истории Удмуртской Республики» (далее - ГКУ "ЦДНИ УР") открылась документальная выставка «Народ на трассе», посвященная трудовому подвигу крестьянства Удмуртии, построившему дорогу Ижевск–Балезино методом народной стройки.

Представлено более 60 документов и фотографий из 8 архивных фондов ГКУ «ЦДНИ УР» – Удмуртского рескома, сельских райкомов КП РСФСР, личного архивного фонда государственного и партийного деятеля Г.П. Ольшанского, коллекций документов по истории Удмуртии в годы Великой Отечественной войны, Музея истории Комсомола Удмуртии, фотодокументов, экспонируются также печатные издания из книжного фонда Научно-справочной библиотеки.

На выставке впервые демонстрируется Технический проект железнодорожной линии № 38 (Ижевск–Балезино), разработанный экспедицией Уральского от-деления Союзтранспроекта Наркомата путей сообщения СССР в 1941–1942 гг. В 2000-е гг. проект прошел процедуру рассекречивания и стал доступен для широко-го круга пользователей.

Представлены также протоколы заседаний бюро Удмуртского обкома, сель-ских райкомов ВКП (б), переписка, докладные записки, справки, рапорты о мобилизации сельского населения на строительство дороги, ходе строительства, награждении передовиков производства.

Широко представлены фотографии, диаграммы, схемы, картографические материалы. Отобранные для выставки фотографии запечатлели все этапы строительства: от проектно-изыскательских работ до пуска линии в постоянную эксплуатацию, ярко передали дух героического военного времени, тяжелый труд строителей дороги во имя Победы над врагом.

Особое место в экспозиции занимает Акт правительственной комиссии по приемке в постоянную эксплуатацию железнодорожной линии Ижевск-Балезино от 9 февраля 1945 г.

Центр документации располагает комплексом воспоминания жителей Удмуртии – участников строительства железной дороги Ижевск-Балезино в годы Великой Отечественной войны. На выставке представлены некоторые из них.

Завершает экспозицию раздел, посвященный торжественному открытию 10 сентября 1997 г. в с.Кекоран памятника строителям железной дороги Ижевск-Балезино, увековечившего трудовой подвиг крестьянства Удмуртии.


Начальник отдела информации
и публикации документов
ГКУ «ЦДНИ УР» 
 А.Б. Дерюшев


Из экспонатов выставки
«Народ на трассе: к 70-летию пуска в постоянную эксплуатацию желез-ной дороги Ижевск–Балезино»


1. Постановление бюро Алнашского райкома ВКП (б) о привлечении к трудовой и гужевой повинности населения для строительства железной дороги Ижевск-Балезино. 2 января 1942 г.
ЦДНИ УР, ф. 721, оп. 1, д. 116, л. 1-2.
2. Докладная записка инструктора транспортного отдела Удмуртского обкома ВКП (б) В.А. Колесникова о результатах проверки работы 9 районов Удмуртии на строительстве железной дороги Ижевск-Балезино. [Не ранее 26 ноября 1942 г.].
ЦДНИ УР, ф. 16, оп. 1, д. 3614, л. 89-89 об.


3. Колхозники Ярского района, разрабатывавшие выемку у ст. Пастухово. [1942-1943 гг.].
ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.3615, л.5.


4. Планировка выемки на 87-м км после прохода эскаватора. [1943 г.].
ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.3615, л.18 об.
5.Письмо Удмуртского обкома ВКП (б), СНК и Президиума Верховного Со-вета УАССР народному комиссару путей сообщения СССР Л.М. Кагано-вичу о сдаче во временную эксплуатацию железной дороги Ижевск-Балезино. 6 октября 1943 г.
ЦДНИ УР, ф. 16, оп. 1, д. 3726, л. 9-9 об.


6. Укладка последних звеньев пути перед смычкой южного и северного участков. 27 января 1943 г.
ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.3615, л.10 об.