Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Aa Aa
слабовидящим
Отследить запрос
Номер запроса расположен под штрихкодом на карточке регистрации и учёта исполнения запроса штрих-код
Полезная информация
версия для печати

Основные этапы формирования системы подготовки оружейных кадров в Ижевске (по материалам архивных документов)

Конференции и семинары

А.А. Булдакова
МВК СО им. М.Т. Калашникова

За основу в исследовании темы взяты фонды, коллекции документов, которые относятся к ведению Главного артиллерийского управления (ГАУ), Наркоматов вооружения и просвещения СССР. Документальные материалы хранятся в Центральном государственном архиве УР (ЦГА УР), Центре документации новейшей истории УР (ЦДНИ УР) и архиве Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (АВИМАИВиВС).

Наибольший интерес для нас, как для исследователей, представляли материалы, которые должны были экспонироваться на выставке «Во славу русского оружия», посвященной 200-летию Ижевского оружейного производства. Всего за время работы в архивах по данной тематике нами выявлено 14 архивных фондов, исследовано более 70 дел. По историческим документам, имеющимся в архивах, можно выделить следующие этапы формирования системы подготовки оружейных кадров в Ижевске:

1) дореволюционный период – с 1808 г. до 1918 г. - период эпизодического создания отдельных образовательных учреждений по подготовке оружейных кадров;

2) советский период – до конца ХХ в. – формирование многоуровневой системы подготовки оружейных кадров, включающей начальное техническое, среднетехническое и специальное, высшее.

В источниковую базу дореволюционного периода входят делопроизводственные документы (переписка с ГАУ, волостными и уездными правлениями, приказы, распоряжения), документы по основной деятельности (книги учета учеников, именные списки, журналы, ведомости, распоряжения начальника школы, рапорты, послужные и формулярные списки), финансовая документация (ведомости и отчеты о расходах, расчеты и требовательные ведомости на содержание личного состава, сметы).

В ходе исследования выявлено значительное количество документов о подготовке оружейных кадров в Ижевске в ХХ в., которые образуют отдельные фонды учебных заведений: фонд общеобразовательных и специальных учебных заведений (ф. 589), фонд средних учебных заведений (ф. 602), фонд высших учебных заведений (ф. 1335). Материалы по начальной оружейной подготовке кадров отражены в фондах Ижевского мотозавода (ф. 1276) и Ижевского механического завода (ф. 1458). Среди выявленных источников второго периода системы подготовки кадров наибольший интерес исследователей вызывают: документы делопроизводства (приказы и переписка учебных заведений по основной деятельности), документы, регламентирующие учебный процесс (протоколы педагогических и производственных совещаний, протоколы заседаний предметных комиссий, учебно-производственные планы, списки учащихся, отчеты о работе, сведения об успеваемости учащихся) и др., раскрывающие историю создания новых учебных заведений для подготовки оружейных кадров.

Существует преемственность между двумя этапами становления системы. В советский период продолжали работать мастера, прошедшие подготовку еще в XIX в., сохраняются традиции в обучении и передается опыт молодому поколению.

Ижевский оружейный, как и многие заводы, недостаток в образованных и квалифицированных кадрах ощущал достаточно остро. Система обучения «мастер-подмастерье», основанная непосредственно на рабочем месте по принципу «делай, как я», это, собственно, и была первая система профессионального образования, которая широко практиковалась на Ижевском оружейном заводе (далее - ИОЗ) в XIX в.

В период основания завода (в 1808 г.) Андреем Федоровичем Дерябиным были задуманы и открыты на Ижевском заводе начальные классы Главной горной школы, первыми учениками которых стали выбранные из Воткинской малой школы 20 мальчиков с лучшими успехами и способностями .(1) Но уже в следующем, 1809 г., указом от 6 октября все главные горные школы были ликвидированы, вместо них при Петербургском горном кадетском корпусе учреждался пансионат для 50 детей чиновников уральских заводов .(2) Несмотря на это, из архивных источников видно: в Ижевском поселке школы для детей мастеровых все же продолжали существовать. Так, в 1810 г. школа для «оружейных детей» размещалась в здании, перешедшем в казну от ярославского купца Жерехова, которая в 1837 г. была перестроена и расширена .(3) Протоиерей заводского Пророко - Ильинского собора и попечитель заводских школ Захарий Лятушевич в 1818 г. сообщал, что он осуществляет надзор за четырьмя школами и обучает в них Закону Божьему и нравственности, Священной истории, геометрии и механике .(4)

В 1827 г. по повелению Его императорского Высочества генерал-фельдцейхмейстера при Ижевском оружейном заводе была организована арсенальная школа для обучения на браковщиков .(5) В те времена оружейными мастерами в арсеналах работали иностранцы, содержание которых обходилось казне дорого. Потребность в «доморощенных» оружейниках высокой квалификации и обусловила организацию арсенальной школы, просуществовавшей около сорока лет . (6)

Из архивных документов 1837 г., например, прошения инспектора оружейных заводов генерал-адъютанта Храповицкого известно, что в данный год школы браковщиков на заводе нет. Повелением исправляющего должность генерал-фельдцейхмейстера от артиллерии барона Левенштерна от 3 июня 1837 г. № 835 Ижевская школа браковщиков возобновляет свою работу на основаниях предписанных Его Императорским Высочеством генералом-фельдцейхмейстером и теми самыми средствами, которые завод употреблял с 1827 по 1834 год .(7) В школы браковщиков принимались дети мастеровых ИОЗ, так называемые кантонисты .(8)

В 1844 г. Артиллерийский департамент известил правление ИОЗ о том, что детей оружейников можно обучить в Санкт-Петербургском технологическом институте механическим искусствам, входящим в круг заводского производства (столярному делу, резьбе по дереву, чугунолитейному, бронзовому и другим мастерствам). Так, в 1846 г. в институт были направлены Николай Коковихин, который по окончании курса был награжден золотой медалью и получил звание инженер-технолога, и Николай Галкин, также получивший звание инженер-технолога с награждением серебряной медалью. Дипломов об окончании института им, детям мастеровым, не выдали .(9)

Школа для детей чиновников была утверждена на заводе штатами от 19 декабря 1829 г. Однако из-за отсутствия учителей в ней не изучались многие предметы. В этом же здании находилась школа для детей мастеровых-оружейников. В 1838 г. в ней училось более 100 человек .(10)

В 1870 г. открылась оружейная школа на сто человек с четырехгодичным сроком обучения на основании приказа по Военному ведомству от 13 июля 1869 г. (11) Школа подчинялась ГАУ, им же финансировалась, а завод лишь предоставлял ей производственную базу и материалы. В школу набирали учеников в возрасте от 16 до 30 лет (сыновей сельских обывателей, чиновников, непременных работников, почетных граждан крестьян и т.д.), закончивших не менее трех классов. Выпускала школа оружейных мастеров второго разряда для войсковых частей и арсеналов. Сюда также направлялись ученики из полков и арсеналов для сдачи экзаменов на получение звания оружейного мастера второго разряда. На основании Положения о специальных школах артиллерийского ведомства лучшие ученики награждались книгами и инструментами/ (12)

В 1875 г. с целью подготовки учащихся для поступления в оружейную школу была открыта Ижевская ремесленная школа по инициативе арендатора Ижевского завода А. Бильдерлинга, при непосредственной поддержке Л. Нобеля и Е.Андреева и содействии комиссии по техническому образованию Русского технического общества. Школа содержалась на средства арендатора и однопроцентные вычеты из жалованья рабочих и служащих завода. Поступать в школу могли дети не моложе 12 и не старше 13 лет, без различия в происхождении . (13)

Такая система подготовки оружейных кадров просуществовала до 1918 г.

Следующим этапом в подготовке кадров становится советское и постсоветское время. Так, по архивным делам можно выяснить, что 21 сентября 1921 г. в целях подготовки рабочей и крестьянской молодежи для поступления в вузы открылся Ижевский вечерний машиностроительный рабочий факультет. Факультет, который находился в ведении Наркомата просвещения РСФСР, в 1930-е гг. неоднократно реорганизовывался и переходил в ведение разных управлений.

16 ноября 1929 г. в Ижевске открылся вечерний рабочий техникум. Он являлся профессионально-техническим учебным заведением «…предназначающимся исключительно для занятых в производстве Ижевских оружейного и сталеделательного заводов». Техникум имел два отделения: механическое и металлургическое со сроком обучения на каждом 4 года . (14)

В 1930 г. вечерний рабочий техникум был переименован в Ижевский механико-металлургический вечерний техникум, входивший в систему Главного управления учебными заведениями Наркомата тяжелой промышленности СССР. 8 июля 1934 г. на основании Главного приказа управления учебными заведениями утверждено открытие дневного отделения с отрывом от производства и техникум переименовывался в Ижевский индустриальный техникум с дневным и вечерним отделениями .(15)

В 1930 г. также было открыто высшее техническое учебное заведение (ВТУЗ-комбинат) при Ижевских оружейном и сталеделательном заводах. Он находился в ведении управления Ижевских заводов и подчинялся ВСНХ СССР. Основной задачей являлась «подготовка пролетарских кадров для руководства промышленностью». Комбинат имел отделения: подготовительное, металлургическое, отделение по холодной обработке металла. Втуз имел три ступени обучения: 1) подготовка квалифицированных рабочих или бригадиров, 2) законченное средне-техническое образование, 3) высшее техническое образование (инженеры). Втуз начал свою работу со служащих и рабочих Ижзавода. В октябре 1931 г. в соответствии с приказом управления Ижевских заводов на базе комбината были созданы: на базе I-й ступени - курсы по подготовке в техникум, II-й ступени – механико-металлургический вечерний рабочий техникум, III-й – ВТУ (Ижевское высшее техническое училище) .(16)

Вторая попытка организации самостоятельного ВТУЗа в Ижевске была предпринята в 1940 г. К сожалению, начавшаяся война не дала возможности продолжить работу. К профессиональной подготовке оружейников вернулись только после войны.

На основании приказа министра вооружения СССР от 7 сентября 1946 г. на заводе № 524 (Ижевский мотозавод) создали учебный цех. Набор учащихся проводился по подготовке специалистов: ствольщиков, сборщиков, граверов, резчиков по дереву, ложейников. По окончании Школы ружейного мастерства слушателю присваивали звание «Мастер - ружейник» .(17)

В связи с перепрофилированием Ижевского мотозавода и его передачей в ведение 4-го Главного управления, приказом министра вооружения СССР от 31 октября 1949 г. производство и выпуск охотничьих ружей передали механическому заводу, куда перевели инженерно-технические кадры – начальников цехов, конструкторов, технологов, мастеров производственного и контрольного аппарата, а также передали Школу ружейного мастерства со всем личным составом, оборудованием и инвентарем.

Позже, 8 сентября 1951 г., при цехе № 14 открывают школу оружейного мастерства с 2-годичным сроком обучения. В первую половину 50-х гг. на производстве остро ощущалась нехватка кадров. Школа не успевала готовить специалистов по 2-годичной программе обучения. Производили набор в школу, несколько месяцев обучали и отправляли на производство в цеха. Только с 1 февраля 1956 г. занятия возобновились в учебно-производственном цехе № 14 по подготовке мастеров-оружейников (приказом министра вооружения СССР от 21 декабря 1955 г.).

За полувековую историю своего существования Школа ружейного мастерства имени Л.М. Васева стала уникальным центром, готовящим специалистов-оружейников: слесарей-сборщиков стрелкового оружия, слесарей по ремонту вооружения, сборщиков ложи, граверов, резчиков по дереву и т.д. Это единственное в России образовательное учреждение, которое продолжает готовить рабочие кадры при заводе. Для этих целей приглашаются специалисты предприятия, ученые и преподаватели города.

В 1997 г. после 80-летнего перерыва по приказу генерального директора вновь открыла свои двери Школа оружейного мастерства на машиностроительном заводе имени А.Ф. Дерябина. Помимо основного диплома художника-дизайнера, ученики ШОМ приобретают профессию изготовителя художественных изделий. Кроме того, для всех желающих организованы постоянно действующие курсы по обучению работе с кожей, основам ювелирного мастерства.

По окончании войны наряду с возобновлением системы начального образования поднимается вопрос и об организации высшего. В 1947 г. при Ижевском машиностроительном заводе организован учебно-консультационный пункт Всесоюзного заочного машиностроительного института (ВЗМИ). Занятия проводились в аудиториях учебной базы Ижевского машиностроительного завода. Преподавание велось на младших курсах силами профессорско-преподавательского состава Ижевских педагогического и медицинского институтов, на старших курсах преподавали инженеры машиностроительного, металлургического и механического заводов.

В 1950-е гг. на оборонных предприятиях страны идет освоение новых видов оборонной продукции. В этих условиях, для обеспечения притока молодых специалистов на оружейные предприятия Ижевска, 22 февраля 1952 г. был образован механический институт . (18)

Институт открылся в составе механического (специального) и механико-технологического факультетов и вечернего отделения. С 1954 г. подготовка специалистов-оружейников высшего звена велась на механическом факультете. Для организации учебного процесса по специальным дисциплинам была создана первая выпускающая кафедра, которую возглавил опытный инженер Аркадий Андриянович Юркин. Кафедра получила название «Проектирование машин и механизмов» (ПММ). Ныне это кафедра «Стрелковое оружие» (СО). За более 50 лет работы она подготовила свыше 2000 конструкторов - оружейников, которые составляют основу оружейных конструкторских отделов Ижевских машиностроительного и механического заводов.

Выпускники учебных заведений, получившие оружейную специальность, на протяжении всей своей жизни с гордостью носят звание «мастера-оружейника». Многие из них, пройдя обучение в техникумах и вузах республики, становятся мастерами производственных участков цехов, руководителями предприятий и технических служб ружейного производства, известными конструкторами.

Таким образом, резюмируя все вышесказанное, отметим: до революции система образования только начинает выстраиваться; открытие школ обусловлено как внутренними потребностями (заводскими), так и общегосударственными (для арсеналов и гарнизонов страны); именно система подготовки оружейных кадров в Ижевске, которая зародилась еще при А.Ф. Дерябине, стала базой для построения более последовательной системы в советское и послесоветское время.

(1) ЦГА УР, ф. 212, оп.1, д.105, л.1, 10-10об.

(2) ЦГА УР, ф. 212, оп.1, д.144, л.173.

(3) ЦГА УР, ф.4, оп.1, д.280, л.137-139; Севрюков О.В. Ижевск: Краеведческий очерк. Ижевск, 1972. С.75.

(4) ЦГА УР, ф.4, оп.1, д. 66, л.1-2; Серюков О.В. Ижевск: Краеведческий очерк. Ижевск, 1972. С.75.

(5) АВИМАИВиВС, ф.6,оп.56,д.2,л.72-72об.

(6) Александров А.А. Ижевский завод. Ижевск,1957.,С.63

(7) АВИМАИВиВС, ф.6,оп.56,д.2,л.75-75об.

(8) Там же, л.166.

(9) ЦГА УР, ф.4, оп.1, д.280, л.1, 118-119об, 130-130об.

(10) Там же, л.4-4об.

(11) Там же, ф.274, оп.1, д.43,л.70

(12) Там же, д.21,л.2-2об., 6-7, д.23, л.1-2, д.8, л.84-84об.

(13) Там же, ф.271,оп.1, д. 1а, л. 182-184, д.3, л.30, д. 8, л.13; АВИМАИВиВС, ф.6, оп.60, д.20, л.58-62об.

(14) Там же, ф. Р-543, оп.18, л.14, д.4, л.10.

(15) Там же, д.4, л.10; ф.Р-602, оп.1,д.16, л.4, 93, 96об., д.35, л.3, д.53,л.1.

(16) Там же, ф. Р-724, оп.1, д.278, л.95; ф. Р-1052, оп.1, д.2, л.6-6об.,д.5, л.1, д.8, л.6-7, д. 10, л.13, 17.

(17) Там же, ф. Р-1276, д. 135, д. 164.

(18) Там же, ф. Р-1335, д.1.