Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Aa Aa
слабовидящим
Подать запрос в архив
на портале госуслуг
тел. для справок
(3412) 90-53-60
Пройдите опрос
о качестве услуги
по предоставлению архивной информации
Отследить запрос
Номер запроса расположен под штрихкодом на карточке регистрации и учёта исполнения запроса штрих-код
Полезная информация
версия для печати

«Их труд - их подвиг»

17 января 2020 г. в здании Государственного Совета Удмуртской Республики состоялось совместное расширенное заседание Совета молодых следователей Следственного комитета РФ по УР и Молодежного парламента четвертого созыва при Государственном Совете УР. Участникам мероприятия была представлена выставка архивных документов «Их труд – их подвиг», посвященная героическому подвигу народа Удмуртии в строительстве  железной дороги Ижевск-Балезино в годы Великой Отечественной войны.

Направление Ижевск-Балезино (западное) было выбрано ещё в 1930-е  годы и должно было связать Урал, Сибирь и север страны. Кроме того, эта дорога должна была соединить север и юг Удмуртии, что способствовало бы укреплению и расширению культурно-политических связей северных районов Удмуртии с ее центром - городом Ижевском. С первых дней Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. необходимость строительства железной дороги Ижевск-Балезино возросла, ведь через территорию Удмуртии проходили воинские эшелоны с людьми, техникой, продовольствием. Документы о ходе и окончании строительства, фотодокументы отражают масштаб трудового подвига и самоотверженности народов Удмуртии. Не случайно строительство железной дороги было объявлено народной стройкой, ведь  с 1941 г. по 1944 г. было организовано 14 массовых выходов колхозников на трассу. Ежедневно на стройке трудились до 24 тыс. человек с ручными орудиями и 7,5 тыс. человек на гужевом транспорте, которые выполнили более 3 млн. кубометров земляных работ, произвели вырубку леса на трассе протяженностью 95 км, возвели 190 единиц искусственных сооружений (мостов, труб), уложили 235, 5 км главных путей, построили пункты водоснабжения, жилые и служебные здания.  Пути прокладывались напрямую через болота, труднопроходимые лесные массивы в трудных климатических условиях. Железнодорожная линия Ижевск-Балезино протяженностью 146 км создала кратчайшую связь Северного Урала с районами Казанской железной дороги, Поволжья и Юга. В январе 1943 г. по новой дороге началось движение поездов, строительство железной дороги завершилось в 1944 г.

Об этом, а так же о тяжелом труде строителей железной дороги свидетельствуют документы, представленные на выставке. Особый интерес представляют воспоминания непосредственных участников строительства железной дороги, где описаны нелегкие условия жизни женщин, стариков и детей, которые в голоде и холоде военных лет совершили трудовой подвиг. 184 участника строительства были награждены орденами и медалями Советского Союза.

Ярким дополнением к выставке стали экспонаты из музея по истории строительства железной дороги Ижевск-Балезино средней образовательной школы №10 г. Ижевска.

С материалами выставки познакомились депутаты Госсовета УР, члены депутатской фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», сотрудники Следственного управления Следственного комитета РФ по УР, ветераны Великой Отечественной войны, члены Молодежного парламента при Госсовете УР, преподаватели и студенты Высших учебных заведений, кадеты Кожильской средней школы Балезинского района. Всего около 200 чел.

 

 

Главный специалист отдела использования документов ГКУ «ЦГА УР» М.А. Чежегова