Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Aa Aa
слабовидящим
Отследить запрос
Номер запроса расположен под штрихкодом на карточке регистрации и учёта исполнения запроса штрих-код
Полезная информация
версия для печати

УТРАЧЕННЫЕ СВЯТЫНИ (Покровская церковь с. Большая Пурга Игринский район)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Кушьинская средняя общеобразовательная школа  

ул.Школьная, 14-а, с.Кушья, Игринский район, Удмуртская Республика,27135

тел. (34134) 6-27-26,6-27-56

 

 

 

 

                           

УТРАЧЕННЫЕ СВЯТЫНИ

(Покровская  церковь с. Большая Пурга Игринский район)

 

 

Выполнила: Малых Евгения Михайловна, 15 лет,
ученица 10 класса МБОУ Кушьинской  СОШ, 
с.Кушья, д., Игринский район, Удмуртская еспублика, 427135
Руководитель: Лекомцева Галина Васильевна,учитель истории,
обществознания МБОУ Кушьинской СОШ.  
 

 

  

 

  с.Кушья, 2012 год 

                

           

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ       

ГЛАВА I. ПРОШЕДШЕЕ И НАСТОЯЩЕЕ ПОКРОВСКОЙЦЕРКВИ  

ГЛАВА II. ИКОНОСТАС ПОКРОВСКОГО ХРАМА  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОКИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

                                                  ВВЕДЕНИЕ

                                                       Господи, прости нас грешных.

                                                   Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших

                                                    и предавших забвению святыни предков наших.

                                                    Прости нас – озлобленных, жестоких и не помнящих

                                                    родства.

                                                    И да оживут церкви и храмы твои,

                                                    И да восстановится связь времен,

                                                    И наполнятся светом и любовью души людей,

                                                   И да возгордится свеча всей русской земли.

                                                   (Святитель Петр,  митрополит Московский всея

                                                                Руси чудотворец. (14 век)

 

История православия Удмуртии, как и история православия России, не- отделимы от истории страны в целом. Исследования, связанные с вопросами истории религии в современной России, приобретают сейчас особую значимость. Важны такие работы и для нашей республики. В регионе проживает множество народов, большинство из которых объединены одной христианской веры.

Тема исследовательской работы: «Утраченные святыни».    

Данная  исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. На уроках истории, изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями храмового зодчества. Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. Но у каждого храма есть еще и своя собственная история, свои особенности. Вот об этом мы хотели написать в своей работе используя архивные источники,  фонды библиотек, воспоминания память.

         Цель работы – изучение и анализ истории Покровской церкви Игринского района на основе архивных источников.  

Задачи:

         -найти сведения о возникновении села Большая Пурга и строительстве православного храма в селе;

-изучить историю храма в советский и постсоветский период;

-проанализировать отношение населения к церкви как к  достопримечательности села.

Избранные методы исследования. Для  достижения цели работы  были использованы   методы и формы работы:  работа с архивными документами,  экскурсия по территории церкви, сравнение, анализ, обобщение, беседа.

Объект: хроника событий, связанных с церковью от построения по настоящее время.

Предмет: Покровская церковь с.Большая Пурга.

Проблема: что является причиной рождения, закрытия церкви в с.Большая Пурга?

Гипотеза: исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви.

         При написании работы нами использованы материалы государственного  казенного учреждения «Центральный государственный архив Удмуртской Республики», архивного отдела администрации  муниципального образования «Игринский район», районной газеты «Светлый путь»,  а также воспоминания  респондентов (Приложение № 1 –фото 1, 2, 3,4).

         Глава I.Прошедшее и настоящее Покровской церкви

Когда зародилась с.Большая Пурга, что в Игринском районе, сейчас трудно сказать. Существует несколько вариантов. Первый вариант: 1 половина 17 века -удмуртами. В 1781 году с проведением Сибирского тракта по удмуртской земле, начался наплыв семейств Корепановых из Вужгурта (Игры).          Второй вариант: по переписи 1678 года – значится в Большой Пурге 22 двора. Заселение началось 1630 года, т. е. при первых Романовых1.

         На северо-западе Сарапульского уезда, на границе с. Глазов по указу Святого Синода от 26 мая 1850 года № 5456 открыт приход с. Большая Пурга,  расположенный главным образом по течению реки Иты (приток Лозы и Чепцы). В его состав вошли селения, ранее входившие в приход с. Дебесы: с. Большая Пурга, Тупал Пурга, поч. Кожой, поч. Беньшур, поч. Сепож, поч. Палым,  поч. Шишур, поч. Юферевский, поч. Новоминский, поч. Кедзя, поч. Куштошур, поч. Чумой, д. Шудзямудская, поч. Итадур. Сначала было 17 селений, расположенных в 15 верстах от с.Большая Пурга,  с 1900 года – 28 селений. По документам 1909 года в приходе значится русских – 1172 мужчин и 1226 женщин, вотяков 1437 мужчин и 1430 женщин, все православные, язычников нет2.

Служба проходила в деревянной часовне, построенной в 1781 году, от дебесской Троицкой церкви3.  1 августа 1850 г.  по Указу Вятской Духовной Консистории в священники с. Большая Пурга  произведен Спасский А. Ф., дьяком – Стефан Смирнов, пономарь – Павел Полянский, церковным старостой Терентий Корепанов.  Несли службу по этому  приходу священники И. Н. Шкляев, П. А Главатских, К. В. Никольский, В. Н. Мальчинов, В. А Попов4.      Появились постепенно здесь и свои святыни. Это, например, икона Покрова Богоматери, написанная еще в конце XVIII века для Вятского женского монастыря. В 1851 году монахини пожертвовали ее вместе со своим старым иконостасом вновь открытому Большепургинскому приходу.

В 1850 году Синод разрешил построить свою «временную» деревянную церковь. Строить ее заново мужики не захотели или не смогли, поэтому через четыре года купили у дебессцев их старинную деревянную церковь, разобрали ее по бревнышку, перевезли и поставили у себя на самом лучшем месте. Деревянная церковь построена в 1854 году на средства прихожан с двумя престолами: первый – в честь  Покрова Пресвятой Богородицы, освещенного 19 мая 1855 года и второй -  во имя Святого Пророка Илии освещен 11 июля 1864 года5.

В 1865 г. была открыта церковно-приходская школа. На 1910 по ведомости церковно-приходской школы в 1 классе: русских - 44, вотяков – 67, православных – 111, из них – духовного сословия – 3, крестьян – 108 учеников. В1872 году создано   церковноприходское попечительство6.

Здание деревянной церкви ветшало, и прихожане с конца 1880-х годов заговорили о необходимости настоящего каменного храма. План  для каменного здания  церкви был первоначально составлен архитектором В. М.Дружининым в 1890 году, но из-за неудовлетворительного проекта был изменен архитектором Иваном Аполлоновичем Чарушиным. Основным архитектором на территории Удмуртии второй половины XIX века считался И.А. Чарушин,  которым  возведено 67 каменных и 98 деревянных храмов.

         С 1889 года прихожане собирали по 50 копеек с ревизской души в течение восьми лет для строительства каменного здания. К началу строительства было изготовлено 280 тысяч кирпичей, выделено церковной казной – 3300 рублей и собранные деньги прихожан7.  По воспоминаниям бывшего волостного писаря А. Г. Наговицына кирпич для церкви делали в специально сделанных крытых сараях у речки Кузенкарки. Голыми ногами по колено в грязи готовили месиво из глины и песка. Воду брали из речки Кузенкарки. Другие заполняли деревянные формы месивом, обжигали в громадных печах, сделанного из самого сырца-кирпича. В строительстве храма участвовало много людей из деревень со своим транспортом. Сохранились имена мастеров: Столбов Афанасий, Шулепов Яков Михайлович. Строили несколько лет с перерывами в зимнее время. Специалисты тщательно следили за уровнем стен, особенно за осадкой. Во время подъема восьми колоколов на колокольню, с площади смотрело множество наблюдателей. Это сопровождалось пением молитвы8.   

         Храм строил купец из Нолинска Братухин за 7150 рублей. Стройка началась в 20 июня 1891 г. и завершена в 1898 году,  храм освещен во имя Покрова Божей Матери 18 февраля  1898 года9. Храм получился на славу: пятикупольный, с шатровой двухъярусной  колокольней, подражающий московским церквям допетровской эпохи. Замкнули своды нового храма в 1894 году. 16 февраля 1899 года торжественно  освятили главный престол во имя Покрова Богородицы, два боковых престола и «пещерную» церковь (Приложение 1: фото 5, Приложение 2, фото 1).      Побелена церковь в 1899 г., внутри она была выкрашена масляной краской в 1903 г. В 1907 году с помощью прихожан купили в г. Слободском у г. Бакулева колокол в 107 пудов 38 фунтов за 2358 рублей10. Церковь в 1909 г. была огорожена железной оградой стоимостью 2350 рублей, ворота – на деньги Родиона Наговицина на сумму 200 рублей. В 1912 году шесть печей заменены двумя колориферными печами. Построил печи мастер Ерофеев С. за 2200 рублей и 200 пудов хлеба11.

         На 1 января 1911г. при церкви числились: амбар, дровяник, лабаз, лавка,  караульная (сторожка), церковно-причтовый дом, дом священника. Все здания были деревянными, покрытыми тесом12.

          При храме погребены Спасский А. Ф. (16.01.1894 г.), И. И. Замятин, скончавшийся в 1893 г.10 июня, Е. К. Алексеев (1907г.), дьяк Попов А. П. (1902г.). 3… По воспоминаниям старожилов  Большой Пурги захоронения были у дверей (Приложение 2,фото 2) или напротив храма. Надгробий не осталось. На этом месте сейчас огороды жителей (Приложение 2, фото 3). 20 января 1922 г. село посетил Его Пресвятительство Преосвященный Алексей епископ Сарапульский13.

         Одно из оживленных торговых пунктов Сарапульского уезда было с. Большая Пурга. Из Календаря и Памятной книжки Вятской губернии на 1885 года видно: в селе проводились ярмарки: Сретенская – с 31 января  – 3 дня, Покровская – с 29 сентября – 3 дня и т. д.».  В брошюрке  Личенко Н. П. «Базар. Торжок. Ярмарка» отмечено, что в Большепургинской волости проводились базары по субботам, основаны в 1887, а торжки – с 30 ноября 1883 г., которые назывались Андреевскими14. ( Приложение 1, фото 5).

         Краснокирпичный, узорчатый, четырехпрестольный храм был вплоть до 1930-х годов главной гордостью большепургинцев. В 1938 году нес службу Г. Белявицкий. Посещаемость была низкая, кроме праздников (Новый год, крещение, масленица, Великий четверг, Пасха, Троица, Иванов день, Ильин день, Покров, Петровки). Церковные расходы платили жители деревень.   Осенью 1939 г. были сняты купола, крест, а весной 1940 г. – колокола. Храм закрыт на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 16.01.1941 года (протокол№60/2)15. Святых отцов репрессировали, иконы сожгли, храм превратили в машино-тракторную станцию (МТС). 

         Сегодня храм пустует. Летом 2011 года казаки и прихожане Игринского района совершили крестный ход, очистили храм, вырубили деревья и кустарники вокруг здания. (Приложение 3, фото 1,2,3). На стенах сохранился местами росписи. Восстановить храм можно. Быть храму или нет? Это должно решить само население, но о восстановлении его никто даже и не мечтает.  

 Глава II. Иконостас Покровского храма

         И. Н. Данилевский в работе «Древняя Русь глазами современников и потомков. IX-XII вв.» писал, что «в храме, по христианским представлениям, верующий человек мог вступить в непосредственное общение с Богом. Здесь человек обращается к Нему с молитвой, вступает в диалог с высшей из мыслимых сущностей. Это – «дом молитвы», «земное небо», «дом Бога». Для наших предков храм был своеобразным зеркалом мира, в котором они жили и частью которого были сами, причем зеркалом своеобразным. Оно отражало не внешний облик, а внутренний, потаенный от непосвященного образ, образ невидимого, икону (что и означает по-гречески «образ»)16. Вот поэтому в 1917 году прихожане на церковно-приходском сходе постановили устроить новый иконостас. Старый иконостас был уступлен за 300 рублей в Спасскую церковь с. Сюрсовай Сарапульского уезда кроме двух икон: Покрова Божей Матери, Богоявления Господня17.

         С разрешения священника Леонида Никольского мастера приступили к обновлению иконостаса. Верхний ярус – над царскими дверями икона Покрова Пресвятой богородицы, вправе от нее – иконы пророка Уерелии, Моисея, Ильи.

         Во втором ярусе над царскими дверями – икона Тайной Вечерни, вправе – икона апостола И. Богослова, Павла, Матфея, влево – икона апостола Андрея, Петра, Иакова.

         В нижнем ярусе царской двери – икона Благовещение Пророка Богородицы и четырех евангелистов. Вправе от царских дверей - икона Спасителя, святителя златоуста, влево – Пресвятой богородицы и святителя Василия Великого. На северных дверях – икона архистратига Михаила, на южных – Гавриила. Так же в храме были иконы Воскресения Христова (на полотне), святителей Московских Петра и Алексея.

         Все иконы в иконостасе написаны на золотом чеканном фоне с эмалью. Писал мастер Пермский Уголовников за 2400 рублей, столярную и другие помещения – мастер Г. П. Бояков за 1900 рублей. Освящен иконостас в вербное воскресенье 15 апреля 1918 года18.

         В дар храму прихожане пожертвовали иконы: церковный староста крестьянин Герасим Осипович Новоселов  - «Нерукотворный», прихожанин М. Кожоя из поч. Новоглазовский   - «Святителя Василия Великого», д. Сепож Николай Никитич Мосунов – «Спасителя», Петр Васильевич Рухлодович – «Святого апостола Петра» (помещенный в середине яруса)19.

         После закрытия храма иконы были сожжены. При сборе материала о храме мы попытались найти иконы храма. Сохранились старинные иконы в семьях Шулепова В. М. и Некрасова Н. П., но подтвердить, что эти иконы с храма, они не смогли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие  церкви.

         Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данной работы могут использоваться в практике для проведения как самостоятельных занятий в музеях школ, на классных часах, а так же при подготовке занятий по истории, краеведению.

 Изучив множество источников, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.

Изучение данной темы продиктовано не только личной, но и общественной потребностью восстановить утраченные страницы духовного наследия села, родного края и нам  не безразлично, в каком обществе мы будем жить, в каких условиях будут расти  наши дети, поскольку именно религиозность считают основой возрождения российской духовности.

Игринская земля полна бесценными памятниками культуры и истории, без чего бы оборвалась нить, связывающая поколения воедино. Пусть храм Покровской церкви  полуразрушен, но он освещен нашими дедами, прадедами, поэтому навсегда это место будет святым. Это место, где должны люди найти душевное спокойствие, и мы пришли к выводу: может быть тут место для монастыря или реабилитационного центра. Для нас сохранили предки многое, и важно эту нить не оборвать, протянув ее в будущее.

 

                                             Список источников и литературы

1.  Луппов Н. П., Северные удмурты конца XVII века. Вятка, 1934, ст.25

2. ГКУ « ЦГА УР» , Историко – статистические данные о приходе с. Большая Пурга. ф.9, оп. 1, д. 30, л.4

3. ГКУ «ЦГА УР», ф. 245, оп. 1, д.2127, л. 1,3

4.  Там же, Летопись Покровской церкви с. Большая Пурга Сарапульского уезда от 1922. Ф. 9, оп. 1, д. 9

5.  Там же, ф. Р-551, оп. 1, д. 86, л. 23

6. Там же, Ведомость  церковноприходского попечительства за 1916 . ф. 245, оп. 4, д. 130, л.43

7. Там же, ф.9, оп.1,д.9, л. 2

8. АО Администрации МО «Игринский район», Воспоминания 

9. ГКУ «ЦГА УР», ф.9, оп.1, д.9, л. 1-10

10. Там же

11. Там же

12. Там же

13.Там же

14.Там же

15. Православные храмы Удмуртии, Справочник – указатель по документам ЦГА УР, Ижевск, Удмуртия, 2000, стр.58

16. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков, 9-12 вв,. М, ст.67

 17.ГКУ «ЦГА УР», ф.9, оп.1, д.9, л. 1-10

18. Там же

19. Там же


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложения