Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Aa Aa
слабовидящим
Подать запрос в архив
на портале госуслуг
тел. для справок
(3412) 90-53-60
Пройдите опрос
о качестве услуги
по предоставлению архивной информации
Отследить запрос
Номер запроса расположен под штрихкодом на карточке регистрации и учёта исполнения запроса штрих-код
Полезная информация
версия для печати

Характеристика документов

Обзор фонда ГУ ЦДНИ УР № 92 Удмуртский Реском ВЛКСМ (1921-1991 гг.)

Характеристика документов

В советское время количество документов значительно увеличилось, неизмеримо возросла их роль в отражении всех аспектов жизнедеятельности общества. Решающее значение в этих процессах сыграли особенности становления и развития государственности, формирования нового государственного аппарата на принципах соединения законодательной и исполнительной функций, жесткой централизации, привлечения к управлению широких масс населения, не искушенных в управленческой работе (согласно ленинскому принципу "каждая кухарка должна уметь управлять государством").

Государство диктатуры пролетариата трансформировалось в государство диктатуры одной партии и далее – аппарата партии. Сращивание партийно-государственных структур превратило партию из политической организации в бюрократическую государственную структуру со строгой иерархией партийных чиновников. Одновременно шло огосударствление (т.е. подчинение партгосударству) профессиональных, творческих и общественных (в т.ч. комсомола) организаций. Таким образом, хотя в источниковедении истории советского общества установилась традиция рассматривать документы КПСС как самостоятельный вид источников, обзор конкретно исторических условий происхождения, содержания партийных документов в 1920-1980-е годы не выявляет особых видовых признаков, характерных только для партийных документов. Документы КПСС, как и документы ВЛКСМ этого периода (рубежом здесь можно считать отмену п.6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в жизни общества) по своим источниковым характеристикам вполне вписываются в рамки управленческих документов как вида, т.е. к ним применимы аналогичные приемы источниковедческой критики (отметим, что этот вывод не относится к документации ВЛКСМ 1990-х годов).

Управленческая документация возникла не на пустом месте. Формуляры большинства документов без изменений вошли в практику послереволюционного периода. Изменились приоритеты среди разновидностей (видовых групп), социальная окраска и направленность, содержание информации, заключенной в традиционных формулярах.

Если классифицировать управленческую документацию, характерную для партийно-государственной структуры и комсомола, приблизительно можно выделить следующие группы:

1. Организационная документация.
Определяет порядок какой-либо деятельности, структуру, компетенцию, задачи, формы и методы исполнения и пр. Из документов рескома ВЛКСМ к ней можно отнести уставы, договоры, положения, правила, паспорта и др.

2. Распорядительная документация.
Служит для реализации управленческой документации и является продолжением документации организационной. Сюда можно отнести постановления, решения, приказы, инструкции, циркуляры, распоряжения, поручения, предписания, наказы и пр.

3. Особый вид организационно-распорядительной документации составляют протоколы и стенограммы конференций, пленумов, заседаний бюро, секретариата обкома (рескома) ВЛКСМ.

4. Плановая документация отражает экономическую политику, организацию работы комсомольских органов и их структур по всем направлениям деятельности (планы, перспективные планы, программы).

5. Отчеты, в т.ч. статистические. Это массовые данные, собранные, прежде всего, для выявления состояния той или иной экономической или социальной сферы, выработки, исходя из этого, управленческих решений (отчеты, статистические отчеты, обзоры, анализы, итоги, таблицы, статистические сведения, рапорты).

6. Информационно-аналитическая документация содержит широкий спектр сведений об экономической, культурной, социальной, общественной сфере жизни общества (докладные записки, информации, справки, сведения, доклады и др.).

7. Контрольная документация обеспечивает реализацию уже принятых решений (акты, "Папки контроля").

8. Текущая переписка с предприятиями, учреждениями, партийными и комсомольскими органами (письма, телеграммы, радиограммы, телефонограммы и пр.). Сюда же можно отнести и письма граждан.

9. Учетно-статистическая документация фиксирует данные состояния и состава политических, общественных и иных организаций, соответствующих групп населения на определенный промежуток времени (списки, анкеты, учетные карточки членов ВЛКСМ).

10. Кроме того, необходимо выделить выпадающую из общего массива делопроизводственных документов группу источников, взаимодополняемость которых в комплексе с документами на бумажной основе важна для создания более полной и исторически достоверной картины. Речь идет о фотоальбомах и музейных предметах.

Развитие управленческой документации проходило в русле общеисторического процесса. В этой связи можно выделить три периода.

1. 1920-е годы – начало формирования советского делопроизводства. Период характеризуется отсутствием кадров специалистов, что явилось одной из причин рано возникшей традиции выдвиженчества, некомпетентного руководства и интенсивной бюрократизации комсомольских органов области всех уровней.

2. 1930-е – середина 1980-х гг. – развитие делопроизводства в условиях административно-командной системы. В рассматриваемый период происходит более четкое оформление структуры областной комсомольской организации и комсомольских органов, становление делопроизводства.

3. Середина 1980-х гг. – 1990-е годы – период экономических реформ и социальных потрясений. Учитывая объективные процессы в развитии общества, демократизацию всех общественных структур была пересмотрена структура комсомольских комитетов снизу доверху, создана децентрализация управления.

Создание при обкоме (рескоме), горкомах, райкомах комсомола хозрасчетных формирований вызвало к жизни документы нового типа, связанные с хозяйственной, трудовой и иной деятельностью (учредительные договоры, трудовые соглашения, свидетельства о регистрации и др.).