Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия

расширенный поиск

Местное самоуправление: от земства до муниципальных образований


Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества.

Отсчет российского опыта местного самоуправления, по мнению большинства историков и правоведов, можно вести с реформ Ивана Грозного, который указами 1555 и 1556 г.г.отменил систему наместников-кормленщиков и учредил институт земских и губных старост, избираемых населением.

Изменения в системе местного самоуправления во время царствования Петра I произошли после создания губерний в 1708-1710 гг. Север Удмуртии в составе Хлыновского уезда вошел в состав Сибирской губернии. Южная часть края с Казанским уездом была включена в Казанскую губернию.

Дальнейшее развитие органов местного самоуправления на территории Удмуртии связано с учреждением Вятского наместничества в 1780 г., появлением уездных городов Сарапула и Глазова. И таких органов городской власти, как магистраты и ратуши.

Однако, наиболее действенные преобразования системы местного управления были проведены в начале 60-х гг. XIX в. Вскоре после отмены крепостного права. Александр II подписал указ правительствующему Сенату о введении и действие с 1 января 1864 г. «Положения о земских учреждениях», после чего в России началось интенсивное развитие земского самоуправления, заключавшегося в передаче части полномочий самому населению.

Активными деятелями в органах самоуправления уездных городов Удмуртии были купцы (около 70%), на втором месте стояли мещане (более 26%). Думу, как правило, возглавляли купцы 1-й и 2-й гильдии.

Новый этап в истории местного самоуправления начинается после Февральской революции 1917 г. Демократизация общественно-политической жизни России привела к формированию на местах новых организаций, выполнявших функции органов местного самоуправления. В течение марта - апреля 1917 г. в городах, уездах и волостях созданы комитеты общественной безопасности, в этот же период возникли Советы рабочих и крестьянских депутатов.

Конституция РСФСР 1918 г. объединила Советы всех уровней и единую систему государственной власти. Местными органами власти на территории Удмуртии стали областной, уездные и во постные съезды Советов. С ликвидацией уездно-волостного деления и созданием районов в структуру местных органов власти включены районные съезды Советов и соответствующие исполкомы.

Новый этап становления и развития местного самоуправления связан с начавшимся процессом социально политических и экономических преобразований 2-й половины 1980-х гг. Демократизация общественно-государственной жизни, поиска путей рационального сочетания централизованной власти и самоуправления обусловили изменения в структуре госвласти и замену Советов органами местного самоуправления, что было закреплено Конституцией РФ 1993 г.

После принятия Указов Президента РФ от 09 и 26 октября 1993 г. «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ» и «О реформе местного самоуправления в РФ» произошла полная ликвидация Советов. Вводится новое понятие – «глава местного самоуправления». Им становится глава местной администрации, которому поручалось руководить и представительным органом власти на вверенной ему территории.

Закон УР от 27 января 1994 г №574-ХII «О местном самоуправлении в УР» закрепил понятие, территориальные и экономические основы местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, отзыва депутата представительного органа, порядок организации территориального общественного самоуправления.

Структуру органов МО составляют. Совет депутатов, глава и администрация МО.

Совет депутатов является представительным органом МО, обладающим правом представлять интересы его населения и принимать от его имени решения, действующие на всей территории муниципального образования. Формируется на муниципальных выборах, является постоянно действующим органом. Основной формой работы является сессия. Совет депутатов возглавляется главой МО, который является высшим должностным лицом МО и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава МО избирается районным Советом депутатов из своего состава и является его председателем. Глава МО сельских поселений является и главой администрации МО. Подконтролен и подотчетен населению и сельскому Совету депутатов.

Обеспечение деятельности Совета депутатов, его президиума и комиссий, главы муниципального образования осуществляет администрация муниципального образования, которая является исполнительно - распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Формируется главой муниципального образования.

В связи с Указом Президента РФ № 1760 «О реформе местного самоуправления в РФ» от 26 октября 1993 г., Законом УР «О местном самоуправлении в УР» и в связи с досрочным прекращением деятельности Селтинского районного Совета народных депутатов, на основании решения сессии Селтинского районного Совета народных депутатов от 15 апреля 1994 года упразднен исполком районного Совета депутатов и создан исполнительный орган местного самоуправления - администрация Селтинского района. На основании этого же закона 10 апреля 1994 года состоялись выборы местного самоуправления. Большинством избирателей района главой местного самоуправления был избран Владислав Иванович Шиляев и проработал в этой должности до мая 1996 года. С мая 1996 года по июль 1998 года назначен главой администрации, главным должностным лицом Селтинского района.

Валентина Алексеевна Семенова с апреля 1994 по май 1996 года - заместитель главы местного самоуправления Селтинского района, с мая 1996 по декабрь 1998 года - председатель объединенного Совета депутатов Селтинского района.

Михаил Васильевич Вязников с июля 1998 по сентябрь 2006 года был избран председателем Селтинского районного Совета депутатов. С ноября 2006 года по настоящее время - глава администрации МО «Селтинский район».

Николай Петрович Останин назначен главой администрации МО «Селтинский район» с июля 1998 по октябрь 2006 г, с октября 2006 по декабрь 2011 - глава района и председатель Совета депутатов.

С декабря 2011 года район возглавляет Николай Леонидович Чайников, он же является председателем Совета депутатов.

Администрация является исполнительным органом местного самоуправления, представительным органом - районный Совет депутатов.

Районный Совет депутатов - выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения.

Представительный орган власти района - Селтинский районный Совет депутатов. В его составе 31 депутат, работает 4 постоянных комиссии.

С 2003 года депутаты начали работу в условиях принятия нового ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10 2003. На основе этого закона была создана нормативно-правовая база работы районного Совета, принятие Устава района.

В связи с реализацией ФЗ №131- ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в октябре 2005 года были проведены выборы в местные представительные органы власти. На территории района 9 муниципальных образований. Населением поселений были избраны Советы депутатов, состоящие из 7-9 депутатов.

На основании закона УР «Об установлении границ МО и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Селтинского района УР» от 26 октября 2004 года территория МО «Селтинский район» разделена на 9 поселений. Установлены границы муниципальных образований-поселений.

С введением в действие ФЗ от 06 октября 2003г. №131-Ф3 завершился этап, связанный с наведением порядка в системе органов власти путем разграничения их прав, обязанностей и ответственности, просчитаны расходные обязательства МО и необходимые доходы по реализации вопросов местного значения.

О того, насколько эффективной станет система местного самоуправления, зависит реализация многих конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Начальник архивного сектора
Администрации МО «Селтинский район»
С.А. Мусихина